Художественная обработка материалов

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Познакомиться с техникой гильоширование (способ: аппликация)
  • Познакомиться с ассортиментом изделий выполненных в технике гильоширование.
  • Закрепить ранее изученный материал о химических волокнах.
  • Научиться выполнять изделия в технике выжигание по ткани.
  • Освоить несложные приемы выжигания: аппликация, “точечная сварка”.
  • Продолжить развитие эстетического восприятия и чувства прекрасного.
  • Прививать навыки аккуратности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Привить интерес и любовь к искусству;
  • Привить практические навыки;
  • Формирование художественного вкуса;
  • Дополнить имеющиеся знания о композиции.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, творческое воображение;
  • Развитие навыков и умений работы с тканью;
  • Развитие навыков и умений работы с использованием трафаретов и шаблонов;
  • Развитие творческой активности;
  • Развивать пространственное представление.

Воспитательные:

  • Формирование трудолюбия;
  • Побуждение к самостоятельному выбору решения;
  • Формирование упорства в достижении желаемого результата;
  • Корректное отношение к работе товарищей;
  • Самостоятельное выражение своего мнения о своей и чужой работе.

Инструменты и приспособления:

  • Выжигательный прибор по дереву (со специальной иглой)
  • Ножницы
  • Утюг
  • Стекло 30*30 см или керамическая плитка

Материалы:

  • Картон или фольга
  • Бумага наждачная
  • Ткань х/б (лоскут) для чистки стекла и иглы
  • Ткани синтетические (капрон, искусственный шелк, нейлон, кримплен, ацетат, трикотин, синтетическая парча, бархат)

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер

Методическое оснащение:

  • Таблица классификации волокон
  • Образцы готовых изделий в технике гильоширования
  • Раздаточный материал (словарик терминов, буклет №1, буклет №2)

Ход урока

1. Организация урока (2 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

(записать тему урока в тетради)

- доведение до учащихся плана урока

Слайд 2

2. Повторение, подготовка к изучению новой темы. (12 мин.)

Повторение: (5 мин.)

Слово учителя:

Вспомните, пожалуйста, в разделе материаловедение в 7 классе мы изучали классификацию текстильных волокон, а именно производство и свойства химических волокон (учащиеся смотрят на таблицу с классификацией текстильных волокон). Назовите, пожалуйста, самые распространенные ткани из химических волокон встречающиеся нам каждый день.

Ответ учащихся:

  • Капрон;
  • Ацетатный шелк
  • Вискоза;
  • Полиэстер;

Слово учителя:

Молодцы. Вы назвали синтетические ткани (капрон, полиэстер) и искусственные ткани (вискоза, ацетатный шелк). Ткани из этих волокон обладают одним свойством (кроме вискозы), они при высоких температурах плавятся и при нажатие на место плавления склеиваются.

3. Изучение нового материала: (7 мин.)

А я хочу познакомить вас с одним из молодых видов художественной обработки ткани гильоширование (или выжигание по ткани). (В приложение 1 представлена презентация)

Слайд 3

Гильоширование или выжигание по ткани один из самых молодых видов декор. приклад. творчества. В этой технике можно выполнять различные изделия: закладки для книг, салфетки для сервировки стола, элементы для оформления интерьера: скатерти, картины, настенные панно, шторы, иск. цветы, элементы отделки легкого женского платья, заколки для волос.

Слайд 4

Пользуясь такой схемой можно выполнить последовательно любое изделие в технике гильоширования.

Слайд 5

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  1. Выжигательный прибор со специальной иглой,
  2. Ножницы для изготовления шаблонов,
  3. Утюг
  4. Стекло,

Материалы:

  1. Картон или фольга для шаблонов
  2. Наждачная бумага для снятия нагара с иглы
  3. Ткань х/б (лоскут для вытирания иглы)
  4. Ткани синтетические (капрон, искусственный шелк, нейлон, кримплен, ацетат, трикотин, синтетическая парча, бархат)
  5. В данной технике не пригодны для использования ткани из вискозного волокна.

Слайд 6

Инструктаж по ТБ.

Правила техники безопасности при работе с электровыжигательным прибором.

  1. Тщательно приготовь свое рабочее место. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
  2. Выжигай только на стекле или керамической плитке.
  3. При включении и выключении электровыжигателя берись за вилку, а не за шнур.
  4. Терморегулятор на приборе установи правильно по отношению к виду ткани.
  5. Через 15-20 минут работы выключай прибор для остывания.
  6. Не допускай соприкосновения горячей иглы эл. выжигателя с электропроводом во избежание короткого замыкания.
  7. Не оставляй без присмотра включенный прибор.

Правила работы при выжигании по ткани:

  • При работе игла должна быть строго перпендикулярна к поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
  • Включив прибор в сеть, проверь работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след иглы. При работе иглу необходимо периодически вытирать х/б тканью для снятия окалины, которая снижает температуру иглы. Аккуратно почисть иглу мелкой шкуркой, не нарушая её целостности.
  • Обрабатываемый материал (обязательно проглаженный, чтобы не было складок) уложи на стекло и сверху размести трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.
  • Нагретой иглой обведи контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируй температуру иглы
  • Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.
  • Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигай точки с интервалом 1- 2 мм , прижимая пальцем место прокола. Это обеспечивает точечную сварку слоев ткани.

Учащиеся расписываются в журнале инструктажа по ТБ. Получают буклет №1, словарик терминов с основными понятиями (2 мин.)

4. Закрепление изученного материала (20 мин.)

Учащиеся выполняют практическую работу по изготовлению круглой салфетки с элементами аппликации.

Слайд 7

Последовательность изготовления изделия:

Аппликация – один из самых часто встречающихся видов отделки в технике выжигания по ткани. Изделия с аппликацией выглядят наиболее эффектно и привлекательно.

Рассмотрим простейший вид аппликации – простая накладная аппликация.

 

1 этап:

Выбираем из предложенных рисунков эскиз с понравившейся композицией. (для работы на уроке учащиеся выбирают самостоятельно рисунок аппликации, составляют композицию и заранее дома подбирают для нее материал).

 

   Рис.1                                             Рис.2

   Рис.3                                             Рис.4

2 этап:

Отглаженную ткань кладем на стекло лицевой стороной вверх, а на ткань – шаблон (рис.5). Прижимая пальцами левой руки шаблон к ткани, горячей иглой обводим его по контуру (рис.6). Затем аккуратно отсоединяем шаблон от получившейся заготовки салфетки (рис.7).

Рис.5                                                     Рис.6

Рис.7

3 этап:

Предложенные (выбранные) детали аппликации раскладываем согласно выбранному рисунку композиции (рис.8-11) на заготовке салфетки.

 

Рис.8                                                            Рис.9

 

Рис.10                                                                   Рис.11

Иглой аппарата наносим укол точно по краю детали аппликации, так, чтобы она прошла насквозь до стекла (рис.12)

 

Рис.12

Затем, вынимаем иглу, прижимаем пальцем левой руки место укола. Ткани расплавляются под действием тепла иглы и спаиваются. Сначала единичными уколами в нескольких местах закрепляем каждый элемент аппликации. После этого “точечной сваркой” проходим по всему контуру каждого элемента.

4 этап:

Выполняем украшающие элементы: точки, обколку, “бусинки”.

По краю салфетки выполняем обколку, а фестоны можно украсить фигурным отверстием “бусинка” (рис. 13), точками выжигаем усики у бабочек (рис.14)

 

Рис.13                                                   Рис.14

5 этап:

Законченное изделие необходимо прогладить утюгом с левой стороны, соответственно установив реле на утюге. Утюжить следует осторожно, чтобы не порвать готовое изделие.

Стирать выжженное изделие можно, но аккуратно, не выкручивать и не тереть. Сушить следует в расправленном виде. После стирки обязательно прогладить, как сказано выше.

Правильно выполненное изделие отличается прочностью и может служить длительное время.

Целевой обход учителя.

Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность организации рабочего места, правильность приемов выполнения работы, соблюдение технических условий, правил техники безопасности.

Зарядка (2 мин)

Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.

1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.

2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.

3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.

4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)

Вопросы для закрепления: (3 мин.)

Что такое гильоширование?

Для чего применяется точечная сварка?

Для чего применяется точечное обкалывание?

Какие виды ткани подходят для выжигания и почему?

5. Анализ и оценка урока. (2 мин.)

Сегодня на уроке вы познакомились с одним из молодых видов ДПИ. Увидели большое разнообразие изделий, которые можно выполнить в технике гильоширование. На практике убедились, что ткани из химических волокон при нагревании плавятся по-разному, так же имеют разный запах при плавлении. Увидели, как можно использовать некоторые свойства синтетических тканей. Научились выполнять простую аппликацию и точечную обколку изделия для придания изделию ажурности.

Оценивание практической работы и устных ответов учащихся.

6. Домашнее задание: (2 мин.)

Подготовить материалы и инструменты для выполнения вышивки. Разгадать кроссворд в буклете №2.