Цели урока.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
1. Организационная часть
Здравствуйте. Повернитесь, улыбнитесь, улыбнитесь мне, друг другу, выдохните неудачу, пожелайте хорошего настроения и успеха в работе.
Теперь можете сесть поудобнее. Проверьте свою посадку и готовность к уроку.
2. Цели, мотивация
2.1. Объясните понятие слова рукоделие?
2.2. Какие виды рукоделия вы знаете?
2.3. Догадайтесь, о каком виде рукоделия пойдет речь?
- Этот вид рукоделия требует усидчивости, терпения и внимания. Им увлекались и богатые и простой люд, но чаще всего молодые девицы. Многие и сейчас считают это модным. Настоящие шедевры искусства можно создать, если овладеть им.
2.4. Сегодняшний урок мы посвятим обобщению изученного материала по разделу “Ручная вышивка”. По этой теме вы работали много и плодотворно. Я сделала вывод, что вы полюбили этот вид рукоделия и сможете применять свои навыки для украшения вышивкой различных изделий или просто вышивать для души.
Свои знания вы будете оценивать сами после каждого выполненного задания или ответа. Результаты подведёте в конце урока при помощи оценочного листа.
Оценочный лист
№ п/п | Задание | Оценка |
1 | Из истории вышивки | |
2 | Классификация вышивки (разрезные слова) | |
3 | Виды швов для вышивок (слайды) | |
4 | Инструменты и материалы | |
5 | Карточка. Увеличение или уменьшение рисунка. | |
6 | Пр/работа. Увеличение рисунка. | |
7 | Карточка. Способы перевода рисунка на ткань. | |
8 | Пр/ работа. Перевод рисунка вышивки | |
Итого |
3. Обобщение и систематизация материала.
3.1. Из истории вышивки.
Задание. Установить связи между ключевыми словами и составить рассказ об истории вышивки.
Отдельные карточки
- Вышивка – старинный – вид – декоративно- прикладное – искусства. Вышивка – выполнять – нитки – руки – игла – машинный способ.
- Наиболее – древние – вышивки – VI–V вв. до н.э. - Китай – шёлковые ткани - волосы – золото – серебро – нити.
- В России – археологи – одежды – вышивка – золотые нити - IX-XII в.в.
- Постепенно – вышивать – везде. Русь – обучать – вышивка – 4-5 лет.
- Крестьянская девочка 13-15 лет – приданое.
- В сундуке – 100 – вышитых полотенец – скатерть – наволочка – одежда – головные уборы.
- Каждый народ – создавать – вышивки. В русской – вышивка – использовать – геометрические – узор – растения – животные.
3.2. Вопрос. На какие две группы можно разделить уже известные вам ручные вышивки? Вспомните их.
3.3. Задание. При помощи разрезных слов выполнить классификацию швов для свободной и счётной вышивок и дать характеристику каждому шву.
Разрезные слова
Свободные вышивки | Счётные вышивки |
Шов вперёд иголку | Крест |
Шов назад иголку | Полукрест |
Тамбурный | Двойной крест |
Стебельчатый | Счётная гладь |
Гладь | Роспись |
3.4. Задание. Внимательно посмотрите слайды и определите вид вышивки. Если это вышивка свободная, то поднимите красную карточку, если это вышивка счётная, то поднимите синюю карточку.
3.5. Для выполнения вышивки необходимы инструменты и материалы. Отгадайте свою загадку, таким образом, вы узнаете, что вам нужно приобрести в нашем импровизированном магазине “Лавка мастеров”, а потом рассказать о своей покупке.
Загадки
1. Ткани для вышивки.
2. Нитки для вышивки.
Вышью я, пожалуй, домик у реки.
Вышью, как рыбачат рядом рыбаки.
Получилось здорово!
Красочно вполне!
Помогли мне вышить нитки... (Мулине)
3. Ножницы.
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт!
4. Напёрсток.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном.
5. Пяльцы.
Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь... (Пяльцы)
6. Иглы.
Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра –
Всему миру нужна.
7. Бумага (калька, копировальная бумага)
Чтоб перевести картинку,
Не нужна теперь копирка.
Лист волшебный положу
И рисунок обвожу.
Видно речку, камни, гальку...
Все перенесу на... (Кальку)
3.6. Не всегда выбранный для вышивки рисунок подходит по размеру. Часто его нужно увеличить или уменьшить. Установите правильную последовательность работы по увеличению или уменьшению рисунка.
Карточка
1 | Стороны сетки пронумеровать, по горизонтали – буквами, по вертикали – цифрами. |
2 | Готовый рисунок разделить на одинаковые квадраты. |
3 | На бумаге нанести сетку большего или меньшего размера. |
4 | Перенести рисунок на бумагу. |
3.7. Практическая работа. При помощи составленного плана выполните индивидуальные задания по увеличению рисунка.
3.8. Так как ткань для вышивки может быть различной, то и для перевода рисунка на ткань применяют разные способы, вспомните их. Поработайте по карточке и установите соответствие между столбцами. При помощи слайдов расскажите о порядке работы по каждому способу.
Карточка
Способ перевода | Ткань |
Через копировальную бумагу | Пушистые, блестящие, тёмные |
На просвет | Светлые, гладкие |
Припорохом | Светлые, прозрачные |
Промётыванием | Тёмные, гладкие |
3.9. Практическая работа. В зависимости от фактуры ткани определите способ перевода рисунка на ткань и выполните перевод рисунка.
4. Подведение итогов урока
Урок подходит к концу, вы выполнили все запланированные задания. В заключение прошу прочитать пословицы:
- От работы не беги, свое имя береги.
- Повторение – мать учения.
- Кто любит труд, того люди чтут.
Какая из пословиц подходит для сегодняшнего урока?
Что же мы сегодня повторили?
Как вы думаете, справились ли вы с работой?
Что было хорошего на уроке?
Всё ли удалось?
Что не получилось?
Подведение итогов урока по оценочным листам.
Выставление оценок за урок. Уборка рабочего места.