Простота, правда и естественность -
вот три великих принципа прекрасного
во всех произведениях искусства.
К. Глюк
Программа кружка “Основы народного и декоративно-прикладного искусства” разработана в соответствии с требованиями, установленными Стандартом утверждённым приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от “17” декабря 2010 г. № 1897.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от занятия к занятию.
Занятия проводятся в 5 классах по 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста.
- Возрастными психофизическими особенностями детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
Основные отличия образовательной программы “Декоративно-прикладного искусства” от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:
- целевая направленность;
программа разработана для занятий факультатива;
- комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства;
- опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;
- использование технологий дифференцированного обучения;
Основные принципы построения программы:
- постепенность и последовательность;
- доступность и систематичность;
- наглядность и достоверность;
- активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
- комплексное освоение материала;
- преемственность;
- результативность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.
Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, знакомство с традиционными русскими художественными промыслами и освоение техники простых элементов росписи с последующим самостоятельным составлением композиций.
Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:
- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
- формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
- воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
- формирование эстетических знаний;
- развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;
- создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
- формирование патриотических чувств ребёнка.
Средством достижения цели и задач декоративно-прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.
Структура программы
Вся программа состоит из 2-х разделов:
- разноцветные узоры (изучение и составление геометрических орнаментов);
- изучение традиционных народных художественных промыслов России.
Каждый раздел начинается со знакомства с теоретическим материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.
Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.
Принцип подбора содержания программы - максимально дополнить и расширить знания и умения учащихся, получаемых во время уроков в 5 классе по изучению декоративно-прикладного искусства, а так же расширить возможность их практического применения. Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.
Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
- репродуктивных (работа по образцам);
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (в перспективе);
Предметные результаты:
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Первый уровень результатов
- знание об этике и эстетике повседневной жизни человека;
- навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- знание и умение использовать термины (тезаурус);
- знание и практическое применение правил безопасности труда и личной гигиены, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
- знание основных традиционных художественных промыслов, истории их возникновения и развития, и их особенности;
- знание этапов росписи;
- знание названий и назначения различных материалов и инструментов;
- знание законов композиции;
- умение правильно подготовить краски к работе, умение бережно относиться к инструментам;
- умение отличить предметы выполненные различными художественными промыслами;
- умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности бумаги;
- умение пользоваться циркулем и линейкой, умение сравнивать с образцом;
- умение выполнить основные элементы росписи изученных промыслов;
- умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;
- навыки составления композиции (на плоскости);
- навыки росписи традиционных художественных промыслов.
Второй уровень результатов
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
- совместное пользование материалами и инструментами;
- добровольная помощь сверстникам испытывающим трудность при выполнении задания;
- благоустройство и поддержание чистоты в кабинете, уборка рабочего места;
- использование красивой и правильной речи;
- рациональное использование время занятия;
- ценностное отношение школьника к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.
Третий уровень результатов
- исследовательская деятельность;
- публичное выступление по проблемным вопросам;
- работа в команде;
- самообслуживание;
- самоорганизация;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формы достижения результатов
- 1 уровень. Занятия факультатива.
- 2 уровень. Выставки, фестивали.
- 3 уровень. Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Детские исследовательские проекты.
Оценка и контроль результатов
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
Октябрь | Приобретение ЗУН при работе по составлению орнаментов. | Фронтальный опрос. Проведение выставки “Разноцветные узоры”. |
Март | Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах. | Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Осознанное использование элементов росписи и знание их названий. |
Май | Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах. | Участие в выставке “Основы народного искусства”. Тестирование. |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
- наличие светлого, просторного кабинета;
- водоснабжение (раковина и слив);
- наличие материалов необходимых для работы;
- наличие компьютера и проектора;
- инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов);
- деревянные заготовки;
- наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
- желание детей и поддержка администрации и воспитателей.
Календарно-тематический план.
№ занятия | Тема | Содержание занятия |
I четверть | ||
1 | Введение в курс. История орнамента. Виды орнаментов. | Мини-лекция, беседа. |
2 | Практическое использование инструментов при построении орнамента | Знакомство с инструментами для построения орнамента. Правила безопасности при работе с циркулем. Построение окружностей. |
3 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Откладывание отрезков заданной величины, нахождение центра окружности, построение окружностей заданного радиуса. |
4 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Самостоятельное построение и цветовое оформление центрического орнамента с четырьмя сегментами. |
5 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Деление окружности на 6 частей и построение орнамента по заданию педагога. |
6 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Самостоятельное построение орнамента из шести сегментов и его цветовое решение. |
7 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Деление окружности на 8 частей и построение орнамента по заданию педагога. |
8 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Самостоятельное построение орнамента из восьми сегментов и его цветовое решение. |
9 | Круг. Центрический орнамент-розетка. | Деление окружности на 5 частей и построение орнамента по заданию педагога. |
10 | Тёплые и холодные цвета. | Самостоятельное построение двух одинаковых орнаментов и их цветовое оформление в холодной и тёплом гамме. |
11 | Квадрат. Особенности композиции. | Построение орнамента в квадрате. Перпендикулярное и диагональное деление квадрата. |
12 | Квадрат. Особенности композиции. | Самостоятельное построение орнамента в квадрате из восьми сегментов и его цветовое решение. |
13 | Тёмное и светлое в орнаменте. | Построение одинаковых орнаментов и их цветовое решение с заменой светлых и тёмных тонов. |
14 | Орнамент на полосе. Цветовое чередование в орнаменте. | Построение орнамента на полосе. При цветовом решении использовать дополнительные цвета. |
15 | Сетчатый орнамент. | Построение сетчатого орнамента. |
16 | Разноцветные узоры. Обобщение темы. | Фронтальный опрос. Проведение выставки “Разноцветные узоры”. |
II четверть | ||
17, 18 | Введение в курс. Игрушка и её история. Многоцветье дымки. Дымковские игрушки. | Мини-лекция. Рассматривание дымковской игрушки. Элементы росписи. |
19, 20 | Дымковские узоры | Роспись плоскостных игрушек для отработки элементов росписи. |
21, 22 | Дымковская барыня | Лепка и грунтовка игрушки. |
23, 24 | Дымковская барыня | Роспись дымковской игрушки. |
25-28 | Весёлое шествие дымковских игрушек. | Лепка, грунтовка, роспись игрушек (кони, индюки, утки…) |
29, 30 | Филимоновские свистульки. Разноцветные орнаменты. | Беседа (повторение изученного на уроке). Рассматривание филимоновских игрушек. Составление и роспись орнаментов элементами филимоновской росписи |
31,32 | Филимоновские свистульки. | Лепка, грунтовка, роспись свистулек. |
III четверть | ||
33, 34 | Каргопольская игрушка. Элементы росписи. | Мини-лекция. Рассматривание каргопольской игрушки. Освоение элементов каргопольской росписи. |
35-38 | Весёлое шествие каргопольких игрушек. | Лепка, грунтовка, роспись игрушек. |
39-40 | Цветочные узоры Полхов – Майдана. | Историческая справка. Изучение традиционных четырёх этапов росписи. |
41-42 | Цветочные узоры Полхов – Майдана | Роспись плоскостных предметов для отработки элементов росписи. |
43-46 | Цветочные узоры Полхов – Майдана | Лепка, грунтовка, роспись изделий. |
47, 48 | Матрёшки | История матрёшки. Загорская и Семёновская матрёшки. |
49-52 | Народная любимица | Роспись бумажных матрёшек. Лепка, грунтовка, роспись объёмных матрёшек. |
Vl четверть | ||
53-56 | Хохлома. Элементы росписи. Орнаменты. Роспись изделий. |
Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Хохломская роспись” и освоение простых элементов росписи и орнаментов. Роспись изделия. |
57-60 | Городецкая роспись. Основные элементы росписи. Роспись изделий. | Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, штрихов, точек и скобочек. Освоение традиционных городецких орнаментов. Освоение основных элементов росписи: “розана”, “ромашки”, “листочков” и т.д. |
61-64 | Сказочная гжель. Основные элементы росписи. Роспись изделий. | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Гжельская керамика” и освоение простых элементов росписи и орнаментов. Роспись изделия. |
65-68 | Жостовский букет. Жостовский орнамент. | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Жостовская роспись”. Построение традиционных орнаментов. Освоение этапов росписи. Роспись изделий. |
69.70 | Пермогорская и мезенская роспись | Знакомство с традиционными русскими художественными промыслами. Освоение простых элементов росписи. Тестирование. |
Всего: 70 часов |
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, “встать” на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, “колористики”, характерные для того или иного промысла.
Список литературы для педагога
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html
http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30
http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862
http://old.yamaledu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=
73:-111206-06-1844&catid=68:federalye-dokumenty&Itemid=105
http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=121657
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_83152.html
http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-0
http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/klassifikacija_
rezultatov_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-182
http://prof-teacher.ru/drugie-stati/klassifikaciya-
rezultatov-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashhixsya/
http://do.gendocs.ru/docs/index-181874.html
http://sdr.lysva.biz/page27.html
http://63.018.ru/pages?id=3696
http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
964:2012-02-14-05-40-44&catid=75:2011-05-18-06-12-17&Itemid=100