Формирование целостной картины мира у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата во взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Разделы: Коррекционная педагогика


“Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума”.
В. А. Сухомлинский

Научные данные, полученные исследователями в области специальной педагогики (С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева и др.) свидетельствуют о разнообразии вариантов психофизиологического развития детей с особыми образовательными потребностями.

В состав данной группы входят дети, имеющие различные нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, речи.

Для создания возможностей развития и обучения данного контингента детей необходимо создание особых психолого-педагогических и социальных условий.

Планируя нашу работу по выбранной теме, мы исходили из того, что в условиях нашего образовательного учреждения созданы оптимальные возможности для формирования целостной картины мира детей с нарушениями развития. Обеспечивается тесное взаимодействие необходимых служб: педагогической, психологической, медицинской.

Реализация современного подхода к воспитательно-образовательному процессу, объектом (а в определенном смысле и субъектом) которого является ребенок, трудно представить без организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В нашем учреждении такого рода работу выполняет психолог. Психолог проводит подробное психологическое обследование каждого из детей в начале и конце года. Мы планируем и реализуем необходимые психо-коррекционные воздействия по отношению к детям, нуждающимся в них, осуществляют профилактическую работу по предупреждению отклонений в поведении детей и в других направлениях, а также консультируют родителей по различным вопросам, связанным с психическим развитием их детей. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами, специалистами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Основные направления коррекционной работы, связанные со спецификой воспитания и обучения детей реализуют зам. зав. по ВМР, воспитатели и учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Все сотрудники данной службы проводят дифференцированное обследование навыков и умений детей с отклонениями в развитии. Ведется наблюдение за ходом психомоторного и речевого развития каждого ребенка.

В настоящее время в МБДОУ № 18 воспитываются и обучаются дети дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти дети являются инвалидами, поэтому возникла необходимость для создания естественной, увлекательной среды, психологической, нравственной атмосферы в группе, чтобы ребенок ощутил себя частицей детского коллектива, где он реализует свое право на образование и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обретает достойное детство, развивая свое мировидение.

Одним из эффективных методов работы с детьми ОВЗ является метод проектной деятельности, который по своей сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации и ориентироваться в окружающей его действительности.

Цель нашего проекта: разработать и реализовать план мероприятий по формированию целостной картины мира в осенний период в процессе развития навыков и умений в ходе взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ.

Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:

- формирование элементарных представлений об окружающем мире, об изменениях в природе в осенний период.

- формирование правильного восприятия пространства,

- развитие познавательной активности,

- развитие мелкой моторики детей посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности,

- пополнение лексического словаря по теме “Осень”,

- развитие интереса у детей к устному народному творчеству,

- создание комфортного эмоционального состояния у детей.

Этапы реализации проекта:

  1. Подбор и изучение литературы, информации по данному вопросу.
  2. Анализ образовательных технологий, методов, приемов педагогической техники, необходимых для реализации проекта.
  3. Анализ и оценка результативности проекта.

Необходимыми условиями успешной реализации данных задач являлись:

  1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.
  2. Деятельностный подход.
  3. Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.
  4. Организация особой предметно-развивающей среды.
  5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Новизна опыта состоит в том, что мы стремились действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГОС ДО, т.к. новые стандарты отдают приоритет активным формам обучения, в том числе включения воспитанников в исследовательскую и проектную деятельность.

Представляем вашему вниманию творческий проект “Осень в гости к нам пришла!”.

План совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности по реализации творческого проекта “Осень в гости к нам пришла!”

Логопед Воспитатель
Сентябрь
Наблюдение и составление рассказа “Здравствуй, осень золотая!”

Цель: обогащать предметный словарь (листопад, дождь, время года, осень, ливень, урожай), усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения, составлять коллективный рассказа.

Прогулки по осенним участкам ДОУ.

Цель: Расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Рисование: “Я шагаю по ковру осенних листьев”. Нетрадиционные техники: печать пальчиками, рисование ладошками, набрызг.

Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе, учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

Предложение “Сад”, “Огород”.

Цель: познакомить с понятием “предложение”, образовывать глаголы с приставками, употреблять притяжательные прилагательные.

Аппликация “Дары осени”.

Нетрадиционные техники: обрывная аппликация с использованием высушенных листьев и травы.

Цель: познакомить с картиной И. Хруцкого. Совершенствовать умения в данных техниках.

Слова-признаки “Фрукты, овощи”.

Цель: активизировать словарный запас, образование

уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), составлять рассказ о фрукте. Что это? Где растет? Цвет, вкус? и т.д.

“Экскурсия на кухню детского сада”. (Приложение 1)

Цель: знакомство детей с профессией повара, наблюдение за приготовлением салата из овощей.

Октябрь
Описательный рассказ по предметным картинкам: “Сосна”, “Береза”.

Цель: обучать составлению описательного рассказа по опорным словам; обогащать речь признаками, действиями и родственными словами к словам “сосна”, “береза”.

Лепка “Сосна”

Нетрадиционные техники барельефной лепки: размазывание пластилина пальчиком.

Цель: закрепить умение размазывать пластилин пальчиками по картону.

Познавательное занятие “Перелетные птицы”

Цель: ознакомить с перелетными птицами, их внешними признаками, уточнить понятия “перелетные птицы”, “зимующие птицы”.

Коллективное обсуждение и рисование “Отлет птиц”.

Нетрадиционные техники: использование трафарета, тычкование.

Цель: воспитывать эстетически нравственное отношение к птицам через изображение их в нетрадиционных техниках, развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

Составление описательного рассказа “Жаворонок” по предметной картинке.

Цель: обучать составлять описательный рассказ по плану путем договаривания и

распространения предложений, учить практическому употреблению синонимов.

Составление экологической сказки “Добрый мальчик” о перелетных птицах. (Приложение 2)

Цель: активизировать словарный запас,

развивать монологическую речь, формировать бережное отношение к птицам и проявлять заботу о них.

Ноябрь

Драматизация сказки “Пых”.

Приложение 3

Приложение 5 (превышает допустимый для публикации объем, находится у автора)

Итоговая коллективная творческая работа с использованием нетрадиционных техник изодеятельности “Чудо-дерево”.

Приложение 4

В результате целенаправленной и систематичной деятельности по организации и проведению творческого проекта “Осень в гости к нам пришла!” в группе отмечена положительная динамика в развитии представлений об окружающем мире, об изменениях в природе в осенний период, познавательной активности, заинтересованность детей к нетрадиционным формам изодеятельности, пополнение лексического запаса слов, а также рост профессиональной компетентности воспитателей и специалистов детского сада.

Таким образом, мы считаем, что творческая проектная деятельность является эффективной и перспективной, оказывающая положительное влияние на повышение качества воспитательно-образовательного процесса.