“Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума”.
В. А. Сухомлинский
Научные данные, полученные исследователями в области специальной педагогики (С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева и др.) свидетельствуют о разнообразии вариантов психофизиологического развития детей с особыми образовательными потребностями.
В состав данной группы входят дети, имеющие различные нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, речи.
Для создания возможностей развития и обучения данного контингента детей необходимо создание особых психолого-педагогических и социальных условий.
Планируя нашу работу по выбранной теме, мы исходили из того, что в условиях нашего образовательного учреждения созданы оптимальные возможности для формирования целостной картины мира детей с нарушениями развития. Обеспечивается тесное взаимодействие необходимых служб: педагогической, психологической, медицинской.
Реализация современного подхода к воспитательно-образовательному процессу, объектом (а в определенном смысле и субъектом) которого является ребенок, трудно представить без организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В нашем учреждении такого рода работу выполняет психолог. Психолог проводит подробное психологическое обследование каждого из детей в начале и конце года. Мы планируем и реализуем необходимые психо-коррекционные воздействия по отношению к детям, нуждающимся в них, осуществляют профилактическую работу по предупреждению отклонений в поведении детей и в других направлениях, а также консультируют родителей по различным вопросам, связанным с психическим развитием их детей. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами, специалистами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Основные направления коррекционной работы, связанные со спецификой воспитания и обучения детей реализуют зам. зав. по ВМР, воспитатели и учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Все сотрудники данной службы проводят дифференцированное обследование навыков и умений детей с отклонениями в развитии. Ведется наблюдение за ходом психомоторного и речевого развития каждого ребенка.
В настоящее время в МБДОУ № 18 воспитываются и обучаются дети дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти дети являются инвалидами, поэтому возникла необходимость для создания естественной, увлекательной среды, психологической, нравственной атмосферы в группе, чтобы ребенок ощутил себя частицей детского коллектива, где он реализует свое право на образование и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обретает достойное детство, развивая свое мировидение.
Одним из эффективных методов работы с детьми ОВЗ является метод проектной деятельности, который по своей сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации и ориентироваться в окружающей его действительности.
Цель нашего проекта: разработать и реализовать план мероприятий по формированию целостной картины мира в осенний период в процессе развития навыков и умений в ходе взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ.
Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:
- формирование элементарных представлений об окружающем мире, об изменениях в природе в осенний период.
- формирование правильного восприятия пространства,
- развитие познавательной активности,
- развитие мелкой моторики детей посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности,
- пополнение лексического словаря по теме “Осень”,
- развитие интереса у детей к устному народному творчеству,
- создание комфортного эмоционального состояния у детей.
Этапы реализации проекта:
- Подбор и изучение литературы, информации по данному вопросу.
- Анализ образовательных технологий, методов, приемов педагогической техники, необходимых для реализации проекта.
- Анализ и оценка результативности проекта.
Необходимыми условиями успешной реализации данных задач являлись:
- Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.
- Деятельностный подход.
- Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.
- Организация особой предметно-развивающей среды.
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Новизна опыта состоит в том, что мы стремились действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГОС ДО, т.к. новые стандарты отдают приоритет активным формам обучения, в том числе включения воспитанников в исследовательскую и проектную деятельность.
Представляем вашему вниманию творческий проект “Осень в гости к нам пришла!”.
План совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности по реализации творческого проекта “Осень в гости к нам пришла!”
Логопед | Воспитатель |
Сентябрь | |
Наблюдение и составление
рассказа “Здравствуй, осень золотая!” Цель: обогащать предметный словарь (листопад, дождь, время года, осень, ливень, урожай), усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения, составлять коллективный рассказа. |
Прогулки по осенним участкам
ДОУ. Цель: Расширять знания о сезонных изменениях в природе. Рисование: “Я шагаю по ковру осенних листьев”. Нетрадиционные техники: печать пальчиками, рисование ладошками, набрызг. Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе, учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа. |
Предложение “Сад”, “Огород”. Цель: познакомить с понятием “предложение”, образовывать глаголы с приставками, употреблять притяжательные прилагательные. |
Аппликация “Дары осени”. Нетрадиционные техники: обрывная аппликация с использованием высушенных листьев и травы. Цель: познакомить с картиной И. Хруцкого. Совершенствовать умения в данных техниках. |
Слова-признаки “Фрукты, овощи”. Цель: активизировать словарный запас, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), составлять рассказ о фрукте. Что это? Где растет? Цвет, вкус? и т.д. |
“Экскурсия на кухню детского
сада”. (Приложение 1) Цель: знакомство детей с профессией повара, наблюдение за приготовлением салата из овощей. |
Октябрь | |
Описательный рассказ по
предметным картинкам: “Сосна”, “Береза”. Цель: обучать составлению описательного рассказа по опорным словам; обогащать речь признаками, действиями и родственными словами к словам “сосна”, “береза”. |
Лепка “Сосна” Нетрадиционные техники барельефной лепки: размазывание пластилина пальчиком. Цель: закрепить умение размазывать пластилин пальчиками по картону. |
Познавательное занятие
“Перелетные птицы” Цель: ознакомить с перелетными птицами, их внешними признаками, уточнить понятия “перелетные птицы”, “зимующие птицы”. |
Коллективное обсуждение и
рисование “Отлет птиц”. Нетрадиционные техники: использование трафарета, тычкование. Цель: воспитывать эстетически нравственное отношение к птицам через изображение их в нетрадиционных техниках, развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. |
Составление описательного
рассказа “Жаворонок” по предметной картинке. Цель: обучать составлять описательный рассказ по плану путем договаривания и распространения предложений, учить практическому употреблению синонимов. |
Составление экологической
сказки “Добрый мальчик” о перелетных птицах. (Приложение 2) Цель: активизировать словарный запас, развивать монологическую речь, формировать бережное отношение к птицам и проявлять заботу о них. |
Ноябрь | |
Драматизация сказки “Пых”. Приложение 5 (превышает допустимый для публикации объем, находится у автора) |
|
Итоговая коллективная творческая работа с использованием нетрадиционных техник изодеятельности “Чудо-дерево”. |
В результате целенаправленной и систематичной деятельности по организации и проведению творческого проекта “Осень в гости к нам пришла!” в группе отмечена положительная динамика в развитии представлений об окружающем мире, об изменениях в природе в осенний период, познавательной активности, заинтересованность детей к нетрадиционным формам изодеятельности, пополнение лексического запаса слов, а также рост профессиональной компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
Таким образом, мы считаем, что творческая проектная деятельность является эффективной и перспективной, оказывающая положительное влияние на повышение качества воспитательно-образовательного процесса.