Урок рассчитан на 35 минут – 20 минут теоретическая часть и 15 минут индивидуальная работа за компьютером.
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала + урок-исследование.
Тема урока “Информация и её восприятие человеком”.
Цели:
образовательная – формирование представления о получении информации с помощью органов чувств;
развивающая – развитие информационного мышления учащихся;
воспитательная – формирование чувства коллективизма, толерантности.
Организационные формы обучения: беседа, групповая дискуссия.
Методы обучения: выполнение практических заданий.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер.
Вид и формы контроля знаний: фронтальный и персональный опросы.
Вспомогательный материал: Презентация, фигуры Дьенеша [Рисунок 2].
Ход занятия
- Техника безопасности в компьютерном классе.
- Повторение материала прошлого урока “Компьютер – электронная машина”.
- Переход к новой теме Компьютер – устройство для обработки информации – понятие Информация – получение информации с помощью органов чувств.
- Практическое задание- эксперимент.
- Закрепление материала – практическая работа на компьютере.
I. Повторение.
Разминка. (Слайды 1-11) Отгадывание рифмованных загадок о машинах (механические, электрические, электронные). Презентация настроена так, что если ребята не могут отгадать сразу, то первой появляется картинка машины, а потом отгадка.
1 загадка.
Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный.. (Грузовик - механическая
машина)
2 загадка.
Он легко одной рукой
Строит дом для нас с тобой
Что за чудо-великан? Скажут все: (подъемный кран - механическая
машина)
3 загадка.
Чтобы выровнять асфальт,
Ездит он вперед-назад.
Проложить дорожки смог
Наш старательный.. (Каток - механическая машина)
4 загадка.
На педали нажимаю –
Быстрый ветер обгоняю.
Подо мной два колеса
Вытворяют чудеса!
Оставляет тонкий след
На песке.. (Велосипед - механическая машина)
5 загадка.
По дорожкам-рельсам мчится,
Приглашает прокатиться.
Взялся он за провода –
И вперед. Вот это да!
“На дороге не зевай!” –
Весело звенит … (Трамвай - электро-механическая
машина)
6 загадка.
В ящике этом – холод живёт,
Наши продукты он стережёт. (Холодильник - электрическое
устройство)
7 загадка.
С легкостью каждый сейчас угадает -
Вещи она неустанно стирает.
Прополаскает и выжмет легко
Брюки, рубашки, носки и белье. (Стиральная машина -
электрическое устройство)
8 загадка.
Его каждый может знать -
Помогает он считать
Мамам, бабушкам, ребятам.
Он зовется.. (Калькулятор - электронное
устройство)
9 загадка.
Когда порою одиноко -
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит... (Телефон - электронное
устройство)
10 загадка.
Что за друг такой? - Железный,
Интересный и полезный.
Дома скучно, нет уюта,
Если выключен... (Компьютер - электронная машина )
Учитель. Компьютер – электронное устройство, которое работает от электросети. Напряжение в электросети 220 вольт может быть опасным, если не соблюдать технику безопасности.
Вопрос ребятам: Перечислите основные требования техники безопасности (не трогать провода и электроразъемы, не работать во влажной одежде и при плохом самочувствии)
Учитель.
Компьютер - это устройство для работы с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире. Человек получат информацию с помощью органов чувств – их пять.
Вопрос ребятам: Попробуйте их перечислить.
Подводим итог.
Информация | Восприятие | Органы чувств |
Зрительная | Зрение | Глаза |
Звуковая | Слух | Уши |
Тактильная | Осязание | Кожа |
Обонятельная | Обоняние | Нос |
Вкусовая | Вкус | Язык |
На слайде мульт.герой и вокруг предметы. Ребята выходят по одному к доске выбирают предмет, говорят с помощью какого органа чувств герой воспринимает характерную информацию об этом предмете, затем щелкает на предмет и убеждается в своей правоте (или ошибке).
Эксперимент. Проверяем и сравниваем, какие свойства предметов человек воспринимает с помощью зрения и осязания.
Подготовительный момент.
С помощью блоков Дьенеша повторяем (а для тех, кто не знает - узнаем) понятия - форма, размер, цвет. Добавляем понятие - качество поверхности (твердый-мягкий, теплый-холодный, гладкий-пушистый, и т.п.).
Ход эксперимента: ребята закрывают глаза, и учитель вкладывает им в руки по одному логическому блоку Дьенеша. Затем каждый на ощупь определяет размер (сравнительный) и форму предмета.
Все вместе делаем вывод:
С помощью зрения можно определить – цвет, размер, форму, качество поверхности;
С помощью осязания можно определить - размер, форму, качество поверхности.
Практическая работа
Вариант 1 (безкомпьютерный вариант - можно применить, если нет возможности включить компьютеры или у кого-то на данный урок имеются противопоказания)
Собираем объекты из логических блоков Дьенеша или из вырезанных геометрических фигурок. Можно собирать по образцу или применить собственную фантазию.
Вариант 2 (с применением компьютерных технологий).
В любом простом графическом редакторе рисуем объекты, используя геометрические фигуры (прямоугольники, окружности, треугольники)
Список литературы
- http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-1 - технология развития критического мышления - http://svoiskazki.ru/category/stihi-i-zagadki/ - стихи и картинки для презентации