В настоящее время в педагогической литературе и школьной практике настойчиво повторяется мысль о необходимости перехода в обучении от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям, о превращении ученика в активного субъекта собственного учения. Такой подход, безусловно, является очень продуктивным. Учащиеся должны не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Переход на субъект-субъектный тип отношений не меняет руководящей роли учителя в обучении. Руководящая роль в обучении по-прежнему остается за ним (это обусловлено социальной функцией учителя, закономерностями педагогического процесса). Субъект-субъектные отношения меняют традиционные функции учителя. Его деятельность становится более сложной. Учитель из ретранслятора знаний должен превратиться в организатора усвоения учеником социального опыта. Позиция ученика как субъекта обучения означает, что он начинает играть в обучении все более активную роль, он идет навстречу учителю, заинтересованно и творчески относится к предлагаемым учебным заданиям, осуществляет самостоятельный поиск и саморегуляцию учебной деятельности, занимается самообразованием.
Создание проблемных ситуаций на уроке, использование ТСО, творческие задания, самостоятельные работы учащихся, - все это не только обеспечивает рост познавательной активности наших учащихся, но и является важным шагом на пути превращения ученика в активного субъекта обучения. В то же время все эти средства коренным образом не меняют позицию ученика в обучении, так как управление его учебной деятельностью осуществляет учитель. А превращение ученика в активно действующего субъекта обучения в первую очередь связано именно с изменением характера управления его учебной деятельностью. В традиционном обучении учитель планирует учебную деятельность учеников, мотивирует их учение, регулирует, дает оценку. Для превращения ученика в активно действующего субъекта обучения он должен освоить управляющие функции учителя и обратить их на самого себя. Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и “я – учеником” и “я – учителем”. Лишь в этом случае ученик будет в состоянии мотивировать свою деятельность, осуществлять ее планирование и регуляцию, анализ и оценку.
Как утверждает Д.Б. Эльконин именно формирование самоконтроля является одним из необходимых условий и предпосылок превращения ученика в активного субъекта обучения.
Сущность самоконтроля, являющегося компонентом учебной деятельности, заключается в том, что ученик по ходу выполнения учебного задания сверяет, соотносит каждый свой познавательный шаг с поставленной целью, регулирует и оценивает свою деятельность. При осуществлении самоконтроля ученик проявляет себя активно, как самостоятельно действующая личность, у него формируются определенные умения и навыки. Сформированный в рамках учебной деятельности самоконтроль переносится и на другие виды деятельности, например, трудовую.
В учебной деятельности мы используем различные формы самоконтроля.
1. Итоговый самоконтроль (наиболее простая форма самоконтроля).
При этой форме самоконтроля результат соотносится с образцом и на основании этого дается оценка и делается вывод о правильности выполненного задания. Если ученик решил задачу и сравнил с ответом к задаче, то он совершил действия самоконтроля по результату. С одной стороны, конечно, это хорошо, а с другой – нет. Ведь в контрольных работах, на экзаменах и просто в жизни готовых ответов нет, значит, становится невозможным самоконтроль по результату. Таким образом, итоговый самоконтроль не затрагивает процессуальную сторону учебной деятельности ученика и не имеет особых обучающих достоинств.
2. Пооперационный (пошаговый) контроль (контролируется каждая операция выполняемого задания). Такой контроль позволяет ученику оперативно вмешиваться в ход своей учебной деятельности и вносить в нее коррективы. Так, например, ученик, вызванный к доске, объясняет свои действия, “мысля” вслух и ведя за собой остальных учеников.
3. Прогнозирующая форма самоконтроля. В этом случае ученик еще до начала выполнения учебного задания проговаривает во внутреннем плане состав операций (шагов), входящих в это задание. Эта форма самоконтроля является наиболее сложной и продуктивной.
Опыт работы в школе показывает, что прежде чем попросить ученика проконтролировать свою работу, следует ему предложить вначале осуществить контроль за работой одноклассника. Осуществляя контроль за работой товарища, ученик ставится как бы в роль учителя. Этот новый для него статус “ученика-учителя” требует от него беспристрастного, объективного подхода к работе своего товарища. Контроль и оценка работы другого служат для ученика толчком к росту самооценки и условием пробуждения самоконтроля. Проконтролировав работу товарища, найдя в ней ошибки и недочеты, ученик столь же требовательно относится к собственной учебной деятельности.
Для формирования самоконтроля целесообразно использовать такие приемы, как взаиморецензирование (учащиеся после выполнения самостоятельной (письменной) работы обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга, после чего работа проверяется учителем и дается оценка с комментариями), „громкая связь” (ученик решает на доске задачу, выделяя и проговаривая вслух каждую выполняемую операцию, а класс следит за ходом решения задачи. При этом каждая выполняемая операция является объектом контроля со стороны учащихся и учителя).
Таким образом, самоконтроль наряду с другими компонентами учебной деятельности (мотивация, планирование, осуществление учебных действий, оценка), является важным условием превращения ученика в активного субъекта учебной деятельности. Формирование самоконтроля у школьников, в конечном счете, ориентировано на становление фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволит ученику в дальнейшем самоопределиться в жизненном мире, включиться в существующие и творить новые виды деятельности. А значит, формирование самоконтроля у школьников должно являться необходимой составной частью педагогической деятельности и педагогической культуры современного учителя.