Урок русского языка по теме "Алфавит". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный средствами субъективизации (учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, часть 1). Напомню, что субъективизация – это включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. Это отражено и в новых стандартах, по которым обучаются учащиеся начальной школы. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС.

Урок начинается с мобилизующего этапа. Оно в данном случае представляет собой логическое упражнение.

Учитель: Ёжик, заяц, лось любят лакомиться солью, мышами, корой деревьев. Лось любит лизать соль, ёжику не нравится кора деревьев. Определите, чем любит лакомиться каждое из животных?

Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.

Ученик: Ёжик, заяц, лось любят лакомиться солью, мышами, корой деревьев. Лось любит лизать соль, ёжику не нравится кора деревьев. Значит, лось любит лизать соль, заяц любит кору деревьев, а ёжик – мышей.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив в каком порядке находятся слова, обозначающие животных из логического упражнения, ориентируясь на первую букву слов.

Ученик: В тексте логического упражнения слова, обозначающие животных, следуют в алфавитном порядке. Значит тема сегодняшнего урока “Алфавит”.

Учитель: Отталкиваясь от темы, используя опорные слова, поставьте перед собой цель урока:

На доске слова :

повторить …

учиться …

Ученик: Сегодня на уроке мы должны повторить что знаем об алфавите и алфавит, будем учиться использовать алфавит на практике.

1. Работа над темой урока.

Учитель: Работу над темой начнём с первой части цели нашего урока, с повторения. Вспомним алфавит, работаем цепочкой. (Дети по очереди называют буквы алфавита).

А что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите? Чего в алфавите больше: букв или звуков и почему?

Назовите буквы, которые звуков не обозначают.

Сколько в алфавите гласных букв? Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.

Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки.

Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки.

Расскажите ещё раз алфавит.

2. Минутка чистописания.

Учитель: На минутке чистописания мы продолжим работу над темой урока. Букву, над написанием которой будем работать, вы найдёте в названии животного из логического упражнения, в котором буквы следуют по алфавиту. Эта буква согласная, она обозначает согласный, парный, глухой, в этом слове мягкий звук.

Ученик: Я думаю, что мы будем работать над буквой “С”, т.к. она согласная и обозначает согласный парный глухой звук. В слове лось из логического упражнения, в котором буквы следуют по алфавиту, звук (с) мягкий.

Учитель: Обратите внимание на написание буквы “С” заглавной. (Образец написания на доске)

Учащиеся записывают строчку в тетради с изображением буквы.

На доске записаны буквосочетания:

Ся Сл Са Со Сс Ск.

Учитель: Запишите буквосочетания на следующей строчке в тетради, располагая их в алфавитном порядке, ориентируясь на вторую букву в них.

Составьте цепочку с буквой “С” и другими буквами алфавита. Запишите её в тетрадь.

(Учащиеся записывают одну из составленных цепочек в тетрадь с комментированием)

3. Закрепление материала.

Учитель: Вспомните, где используют алфавит? (Выслушиваются ответы детей)

Значит, алфавит надо не только знать, но и уметь им пользоваться. Продолжим работу над темой сегодняшнего урока, будем учиться использовать алфавит.

На столах у детей карточки. Учитель предлагает работать в парах.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на карточках. Исключите те из них, которые нарушают обратный алфавитный порядок этого ряда.

Карточка №1

Хомяк, куница, песец, олень, рысь, медведь, лиса,

тюлень, кабан, заяц, барсук, волк.

Ученик: Мы должны исключить из данного ряда слова: куница, рысь, тюлень, волк. Потому что они нарушают обратный алфавитный порядок.

Учитель: Запишите оставшиеся слова в тетрадь. При записи цепочки добавьте в неё слова, обозначающие животных из логического упражнения так, чтобы алфавитный порядок в этом ряду не нарушался.

Какие слова вы добавите?

Назовите общие признаки записанных слов.

Ученик: Эти слова обозначают животных, они отвечают на вопрос кто?

Учитель: Какое из слов можно выделить и почему?(учащиеся предлагают свои варианты).

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Подберите к каждому из них слова, обозначающие разные признаки предмета.

Ученик: Ёжик колючий, маленький, шустрый.

Ученик: Заяц серый, трусливый, хвастливый.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. На физкультминутке мы тоже будем повторять алфавит.

Я буду называть слова, если они идут в алфавитном порядке, вы приседаете, если слово нарушает алфавитный порядок, вы поднимаете руки вверх.

Учитель: Аист, баран, варан, яблоко, гадюка, дятел, юла, енот, этаж, жаба, зебра.

Учитель: Продолжим работу над алфавитом и обратимся к карточке №2 (можно использовать слайд).

Карточка № 2

Прочитай текст. Озаглавь его.

Днём ёжик спит. Ночью охотится.

Ёжик съедает много вредных и ядовитых насекомых

.Ежи не боятся никаких ядов.

  • Запишите предложения, в которых слова следуют в алфавитном порядке. Подчеркните орфограммы.
  • Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении, котором есть слово имеющее несоответствие букв и звуков.
  • Какую пользу приносят людям ежи?
  • Как надо относиться к братьям нашим меньшим?

Учитель: О чем повторяли сегодня на уроке? Расскажите алфавит.

Наш урок подошёл к концу.

На ваших столах лежат листочки разных цветов: красные и жёлтые. Если вам на уроке было интересно, то прикрепите на доску жёлтые листочки для ёжика, а если нет, то красные.

Урок был интересным для детей, т.к. на доске была поляна из жёлтых листьев для ёжика. На душе учителя была радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки.