Социокультурный проект патриотического воспитания школьников "Мы помним, мы гордимся" к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа


 «Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин.

Актуальность проекта:   
Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.
Переживая сложные  процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.
Исследования, проводимые органами исполнительной власти города Москвы, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.
Статистика утверждает, что события Великой отечественной являются постоянной темой для разговоров в каждой 4 российской семье. Для сравнения – из немецких семей это касается только каждой 12.

ВЦИОМ провел (07/11/2012) опрос на знания истории Великой Отечественной войны:
- 1600 человек разного возраста из 42 регионов страны отвечали на вопросы о Великой Отечественной.
1. В том, что эта война – самое важное событие в истории России, почти никто не сомневался. 
2. Молодежь гордится историей своей страны, но плохо её знает.

На вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?», респонденты назвали:

  • Сталинградскую битву – 71%
  • Курскую битву – 52%
  • Битву за Москву – 35%
  • Блокаду Ленинграда  - 22%
  • Оборону Брестской крепости – 15%
  • Битву за Берлин – 14%
  • Битву за Кавказ – 5%
  • Смоленское сражение – 4%
  • Героическую оборону Севастополя – 4%
  • Наступательные операции Красной Армии по освобождению стран Восточной Европы назвали единицы.

На вопрос: «Назовите имена выдающихся полководцев Великой Отечественной войны» были названы:

  • 83% назвали маршала Советского Союза Жукова
  • 29% – К.К. Рокоссовского
  • 18% – И.В. Сталина
  • 12% – И.В. Конева
  • 5 раз – генерал царской армии Брусилов
  • 1 раз – Дзержинский 
  • 41раз – адмирал Ушаков
  • 14 раз – адмирал Нахимов 
  • 5 раз – фельдмаршал Кутузов 
  • 14 раз – генералиссимус Суворов 
  • 4 раза – генерал Багратион 
  • 1 раз – Фрунзе 
  • 13 раз – маршал Тухачевский 
  • 1 раз – Распутин
  • 4 раза – генерал Власов

Лишь 22% респондентов ответили, что Вторая Мировая началась в 1939 году, а не в 1941, как Великая Отечественная.
В качестве противников Советского Союза кто-то из опрошенных назвал Польшу, другие – Украину и даже Австро-Венгрию, которая распалась еще в 1918 году.
Дату снятия блокады Ленинграда знает 35% участников опроса.
Командующего Красной Армией правильно смогли назвать 49%.
31% назвали Жукова.
100% участников опроса единодушно заявляли:
- Что знать историю нужно.
В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны, своего города является жизненно необходимым.
Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.  В проекте представлен цикл мероприятий, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.

Характеристика проблемы, на решение которой нацелен проект:
Разрушение системы патриотического воспитания.

Цель проекта:
Формирование  национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к России, бережного отношения к её истории, средствами социально – культурной деятельности.

Задачи проекта:

  • Сформировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;
  • Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • Сформировать патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей;
  • Воспитать чувство сопричастности к судьбам Отечества через знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами ВОВ;
  • Создать на базе школы музейную экспозицию «Моя семья в истории моей страны».
  • Сроки разработки и реализации проекта:

25 августа 2014года – 09 мая 2015года.
25.08.14 – 29.08.14. –  формирование рабочей группы.
01.09.14 – 09.05.15. – реализация проекта (проведение мероприятий, конкурсов, выставок, экскурсий, бесед).

Уникальность проекта:
Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит:
- в его временной продолжительности,
- в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,
- в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами ВОВ.

Аудитория проекта:
Данный проект направлен на учащихся общеобразовательных учреждений.
5 – 9 классы (11 – 15 лет)
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
У учащиеся  5 – 9-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.

Психологические особенности личности в подростковом возрасте.

Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление.
Активно начинают развиваться творческие способности.
Ведущей для подростка становится общественная деятельность.
Подростки не всегда в состоянии разобраться в сущности тех или иных фактов, явлений, действий и поступков других людей.
Большое место в жизни подростка занимают морально-политические чувства.

Основные характеристики возраста:

  • формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
  • стремление к общению со сверстниками;
  • развитие рефлексии;
  • бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
  • формирование абстрактного и теоретического мышления;
  • становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
  • развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
  • бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта предполагает формирование:

  • системы знаний о Великой Отечественной войне,
  • повышения интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, служба в Вооружённых Силах РФ.

База проекта:
 
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка № 1293 Западного административного округа г. Москвы.

Этапы реализации проекта:

Формирование рабочей группы
Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний и 70-летию победы в ВОВ

Экскурсионная программа:

 «Москва – город-герой» -  Красная площадь, Вечный огонь, Стела – город-герой, Поклонная гора + музей ВОВ.
«Москва в солдатской шинели» - Москва в 1941 г., народное ополчение + музей обороны Москвы.
«На страже рубежей Родины» - рассказ о подвиге пограничников + музей Погранвойск.
«Дорогой подвига неизвестного солдата» - по местам боев  Подмосковья на выбор: Снегири, Крюково.
«За нами Москва» - экскурсия в Дубосеково, рассказ о подвиге 28 героев – панфиловцев.
«Броневой щит России» - история развития бронетанковых сил + музей танков в Кубинке.
«Крылья Родины» - рассказ о военных самолетах + музей авиации в Монино.
«История одного танка» - экскурсия в музей танка Т-34, возможно г. Дмитров (обзорная, Кремль) - Перемиловские высоты.
«Подвиг Зои Космодемьянской» - экскурсия в Петрищево.
«Подвиг героев – антифашистов» - экскурсия в музее героев - антифашистов в г. Красногорске.
«Герои Советского Союза в годы войны 1941 -1945г.г.» - экскурсия в музей героев России.
«Бункер Сталина» в Измайлово
Создание музейной экспозиции в школе «Моя семья в судьбе моей страны».

Конкурс компьютерных презентаций:
«Детство отняла война»
«Виртуальное путешествие по Городам  – героям»
«Маршалы Победы»
«Битва за небо»
«Память, застывшая в граните»
«Земляки – герои войны»
«Говорят погибшие герои»
(Предсмертные письма борцов с фашизмом)
«Концлагеря – машина смерти»
«Партизанский край»
«Арктические волки»
«Трудовые победы великих дней»
«Славные страницы великих битв»
«Музы войны»

Конкурс юных журналистов:
(Эссе, сочинение, рассказ…)

Темы по выбору:
1. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А. Пушкин)
2. «Для меня Родина — все, что сейчас люблю и за что борюсь, Родина — это я сам как творческий момент настоящего, создающего из прошлого наше будущее» (М. Пришвин).
3. «…Прошли года, и многое изменилось. Политики и историки «новой волны» перелицовывают солдат освободителей в оккупантов, а предателей в национальных героев <…> Есть над чем задуматься» (О.А. Ржешевский).

Конкурс художественных работ:
«Портрет героя ВОВ»
«Краски Победы»
(Формирование выставки)

Конкурс фоторабот:
«О подвиге, о доблести, о славе»
(Формирование выставки)

Конкурс молодых поэтов – чтецов «Весна 45»
Интеллектуальная игра «Ступеньки»:
«Это нужно живым!»
«И снова память возвращается к войне…»
«Была война…»
«От Кремля до Рейхстага»
«Память пылающих лет…»

Цикл киновечеров с показом ретроспективных худ. и документальных фильмов о ВОВ «Летопись огненных лет»

Конкурс Литературно – музыкальных композиций
«Память славы жива!»

Конкурс чтецов 

«Память сквозь поколения»

Конкурс плакатов «Я помню! Я горжусь!»
(Формирование выставки)

Гала – концерт победителей конкурсов, награждение, встреча с ветеранами и участниками ВОВ  «Привет 45 – году