Урок обучения грамоте по теме "Звук [ц], буквы Ц, ц"

Разделы: Начальная школа


1. Предмет: обучение грамоте
2. Тема учебного занятия: «Звук [ц], буквы Ц, ц»
3. Место урока в теме: 1-й урок в теме «Звук [ц], буквы Ц, ц »
4. Тип урока: изучение нового материала
5. Цель и ожидаемый результат урока: знакомство с новым звуком [ц]   и буквами  Ц, ц,    формирование умения читать слова и предложения с новой буквой.

Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Оборудование

1.Вводно-мотивационный.

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока.
Составить план.

Откройте учебник на с.110, рассмотрите страницу, назовите, что нового узнаем на уроке?
Это цель нашего урока.
-Зачем нам нужно знакомиться с новым звуком и буквой?
-Уверена, что к концу урока вы все научитесь читать эту букву в словах.
- Посоветуйтесь в парах и попробуйте составить план, по которому мы будем работать.
-Мы с вами поставили цель урока, составили план, по которому будем работать.

Узнаем новый звук и новую букву.

 

Будем читать слоги и слова с новой буквой.

 

Познавательные. – поиск информации
Регулятивные- принятие  и сохранение цели. –постановка учебных задач.

 

 

Регулятивные
Планирование
Коммуникативные
работа в парах

Учебник

 

 

 

 

 

План на доске

2. Знакомство с новым звуком и буквой

Учить выделять звук в словах, давать его характеристику,

обозначать звук буквой, конструировать новую букву.

- С чего начнём работать по нашему плану?
- Отгадайте загадку:
1)На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад.
Ищет в речке лягушат.(цапля)
-Составьте схему слова.

 

- Посмотрите друг на друга, произнесите звук, проследите, как работает речевой аппарат
- Охарактеризуйте звук. Что  мы выясняем сначала?

 

2)Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
- Постройте схему слова. Охарактеризуйте первый звук.
- Вернёмся к нашему плану. Правильно ли мы выбрали модели звуков?(+)
- Придумайте свои слова со звуком ц  в начале слова(10), в середине (10), в конце(10).
- Послушайте песенку, в  которой много слов со звуком ц, постарайтесь их запомнить.
(презентация –<Приложение >)
- Как работаем по второму пункту плана?
- Сравните заглавную и строчную буквы ц, на что они похожи?
- Напечатайте букву ц на своих листочках.
- Вернёмся к плану, что выполнили? (+)

- Откройте учебник, убедимся, что мы верно охарактеризовали звук и букву.
(одноуровневые схемы)

- Рассмотрите двухуровневые схемы, определите место звука в словах.

- Узнаем новый звук.

 

- Отгадывают загадку, составляют схему.

 

 

- Смотрим на губы, зубы, язык.

- Гласный или согласный.
(дают характеристику)

 

 

 

 

- Мы узнали новый звук. Он может быть только твёрдым, значит, в нашем плане ошибка.

 

 

 

- Рассмотрим букву, сравним большую и маленькую печатные.

 

 

 

 

 

- определяют место звука в схемах слов «цыпка,цепь, цирк»

 

 

 

 

 

Познавательные
-анализ,
- сравнение,
- обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные-
Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные-
анализ. моделирование, сравнение

 

Регулятивные
самоконтроль
Познавательные - анализ

 

 

 

 

 

Листок для печатания

 

 

 

 

Листок для печатания

 

 

 

Компьютер и проектор

 

 

 

Учебник

3. Динамическая минутка

Физкультминутка
-поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, если услышите звук ц:

Часы, цифры, щука, конец, овца, шубка, щёлка, цель, синица, мышка, курица, водица.

Физкультминутка

     
4. Применение новых знаний Научиться читать слоги и слова с новой буквой, применяя знания о звуке на практике.

Посмотрите на план, что делаем дальше?
-  Найдите в учебнике столбики слогов. В каких из них находятся слоги-слияния?
- Прочитайте слоги в парах и оцените чтение друг друга.
- Прочитаем слоги вслух хором.
- В каком столбике есть мягкие слияния?
(ни в каком)3 (+)
-С каким пунктом плана будем работать?(4)
- Переверните страницу, прочитаем строчки слов.
-Читаем по заданию:
3 стр., 5, 1, 6, 2, 4.
- А теперь работает волшебная палочка. Читаем пары  слов на розовом фоне.
- Какую по счёту букву заменяла волшебная палочка?
- Какая пара лишняя? Почему? (белый- целый)
- Теперь работает волшебная палочка на голубом фоне.
- Какую букву она добавляла?
-Чему научились на этом этапе урока? (4+)
- Чему учимся на последнем этапе?
- Рассмотрите рисунки на странице учебника, как называется растение?
(цикорий – полезное растение, из него делают напиток)


<  Рисунок 1 >

Прочитаем предложения в учебнике.
- Кого видите на рисунке? (к какому виду животных оно относится? Почему?


< Рисунок 2>


< Рисунок 3 >

- Прочитаем предложения о цикадах.

- Над каким пунктом плана мы работали?

- Чтение по очереди по договору и вслух.

 

 

 

- читают строчки слов по заданию.

 

 

- сравнивают слова в парах.

 

 

 

 

-Читать и сравнивать слова с буквой ц.
-Читать предложения.

 

 

- Читают в учебнике

 

 

-Читают в учебнике

- Над последним пунктом плана (5+)

Познавательные – поиск информации

 

Коммуникативные –работа в парах.

 

 

 

Регулятивные – работа с планом

 

 

 

Познавательные-
анализ,
сравнение.

 

 

 

Регулятивные –
Работа с планом

 

 

 

Регулятивные –

самоконтроль
 
5. Контрольно-оценочный. Контроль за выполнением плана. Развитие навыка самооценки.

- Какую букву вы узнали?
- Охарактеризуйте звук, который она обозначает.
-Все ли пункты плана мы выполнили?
- Значит, мы выполнили поставленную цель.

- Какие пункты плана вызвали у вас затруднения?
Подводят итог урока. Оценивают свою работу.

Регулятивные-

Самооценка, выполнение плана, удержание цели.
 

На данном уроке формировались регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные результаты.
Регулятивные: на первом этапе дети самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) поставили цель урока и составили его план. На протяжении всего урока возвращались к плану и контролировали его выполнение. Каждый этап выполнял свою задачу урока и работал на достижение цели. По плану урока (по плану своей деятельности) учились оценивать свою работу.
Познавательные: в урок включены задания на анализ, сравнение, обобщение. Дети находили необходимую информацию в словах и предложениях. Формулировали на её основе ответы на вопросы. Совершенствовали умение ориентироваться в учебнике, пользоваться значками-пиктограммами для формулировки задания.
Коммуникативные: Включена работа в парах, что способствует развитию коммуникативных умений. Учились высказывать свою точку зрения, обсуждать  и оценивать работу  друг друга.
Личностные: Волевая  саморегуляция  при определении цели своей работы, принятия цели, следовании плану.