Урок информатики по теме "Создание графиков в электронных таблицах". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:
обучение – отработать навыки создания графиков, диаграмм, повторить и систематизировать знания при работе с Матером функций и Мастером диаграмм, стимулировать интерес учащихся к данной теме и учебным предметам в целом;
развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать  результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной направленности;
воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, воспитание информационной культуры;
расширение кругозора.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный, интегрированный (математика).

Вид урока: урок - практикум, анализ ситуаций, практических работ.

Метод обучения: метод исследовательских заданий.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Ход урока

I. Оргмомент (5 мин)

  • Приветствие.
  • Перекличка.
  • Объявление темы (создание графиков) и задач урока. (Сформировать умения и навыки работы в ЭТ, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер).

II. Актуализация опорных знаний (5 мин)
Представьте, что вы находитесь на совещании руководства строительной компании. Вам надо проанализировать выполненную работу компании и дать рекомендации по дальнейшему ее улучшению.
По готовым данным (Приложение1) следует построить гистограмму и график на этом же Листе. Все рассаживаются, и учитель задает вопросы.

  • Как создаются диаграммы?
  • Какие предварительные действия необходимо выполнить?
  • Какие типы диаграмм существуют?
  • Как корректировать существующую диаграмму?
  • Что значит графически решить уравнение?
  • По какому виду диаграмм лучше анализировать деятельность компании?
  • Что такое график функции? Как в математике вы строили график функции?

III. Подготовка к восприятию самостоятельных заданий (10 мин)
Мы убедились в значимости математических знаний в вашей будущей профессии. Закрепим полученные навыки при построении графиков различных функций.
Чтобы построить, к примеру, тригонометрические функции, к какому Мастеру мы можем обратиться за помощью? Сколько у него шагов?
Построить графики следующих функций.
Y=cos x/2 на интервале (-2π; 2π) (π=3,14)
Y=x2
Y=√x
На доске:

 

A

B

C

D

E

F

G

H

I

1

X

-6,28

 

 

 

0

1,57

 

 

2

Y=cos(B1/2)

=cos(B1/2)

 

 

 

 

 

 

 

3

Y=x2

=B1^2

 

 

 

 

 

 

 

4

Y- корень

=корень(B1)

 

 

 

 

 

 

 

5

Y=4

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выберем эксперта, который ответит на ваши вопросы.
Столбец  А заполним текстовой информацией. Если нет на клавиатуре соответствующего символа для обозначения функции – запишем словами (например - корень).
Предполагаемые вопросы:

  1. Что такое область определения функции?
  2. Какие X выберем для построения графиков наших функций?       (-2π; 2π).
  3. Так как графики будем строить в Декартовой системе координат, а тригонометрические функции требуют задания аргумента в радианах, вспомним, чему равно π. Показать на системе координат, где находится значение π.
  4. С какого числа лучше начать ввод значений? Как получить значение π/2?
  5. Как заполнить автоматически ряд X?
  6. Как заполнить ряд вычислений Y=x2?
  7. Как заполнить ряд вычислений Y=√x? Какие значения являются допустимыми для подкоренного выражения? (x>0). С какого значения  X следует вводить расчет формулы?
  8. Как выглядит график функции Y=4? Зависит ли его значение от X?
  9. Какой мастер поможет построить эти графики?
  10. Какой вид графиков следует выбрать?
  11. Что называется графическим решением уравнений?
  12. Как определить на графике область возрастания/убывания функции?

IV. Выполнение индивидуальной работы на ПК (15 мин)
Сейчас вы выполните индивидуальную работу по вариантам, устно ответите на предложенные вопросы в карточках (Приложение 2). Первый справившийся с заданием, будет являться ведущим специалистом и поможет учителю в проверке остальных работ.

V. Подведение итогов (5мин)
Мы повторили базовые знания по теме «Технология обработки числовой информации». Теперь для вас не составит труда построить график функции из любой предметной области: физики, химии и т.д.

VI. Д/з
Подготовиться к контрольной работе по теме «Технология обработки числовой информации».