Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе по теме "Игрушки" с детьми с ОНР в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Занятие по лепке (лексическая тема «Игрушки»)

Тема: «Украсим наш мячик».

Задачи:  

Образовательные:

  • Учить детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки.
  • Вырабатывать умения размазывать пластилин по кругу, не заходя за контур.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умения и навыки работы с пластилином.
  • Развивать воображение, внимание .
  • Развивать мелкую моторику  пальцев рук.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи – правильно отвечать на вопрос: Что ты делаешь? (Я рисую, леплю, играю, прыгаю и т.д.)
  • Тренировать детей в употребление в самостоятельной речи простых предлогов: «в», «на», «под», «за».

Воспитательные:

  • Воспитывать интереса к лепке, самостоятельность, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: кукла, старый резиновый мяч, пластилин и блёстки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игровой момент.

Воспитатель знакомит детей с куклой Катей и рассказывает детям историю о том, что у куклы Кати есть любимая игрушка – мяч. Кукла Катя очень часто со своими друзьями играет в мяч: они его кидают, ловят, катают по ковру, бросают его в ворота, перепрыгивают через него и т.д.  Раньше мяч был новый и красивый, а теперь он стал некрасивым и кукла Катя очень расстроилась.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Кукла Катя, не грусти
Мы тебе  поможем,
Расцветим, раззолотим
Мячик твой, как сможем
Будет он красивый
Яркий и прыгучий.

3. Показ воспитателем приёмов выполнения работы и самостоятельное выполнение задания детьми.

Воспитатель перед началом работы проговаривает с детьми, какого цвета пластилин, а затем напоминает технику и приёмы выполнения задания. Отрываем от большого куска пластилина по маленькому кусочку и размазываем по ограниченной заданной плоскости (в пределах круга) указательным пальцем, а затем украшаем блёстками и пластилином другого цвета.

4. Физкультминутка

Друг весёлый мячик мой (4 прыжка, руки на поясе)
Всюду, всюду он со мной (Взмахи левой и правой рукой, как бы ударяя рукой о мяч)
Раз, два, три, четыре, пять  (Прыжки)
Хорошо мячом играть (Взмахи руками – удары)

5. Дидактическая игра «Волшебная коробка».

Воспитатель демонстрирует детям коробку, несколько игрушек (мяч, кукла, кубик, матрёшка) и предлагает поиграть. Например:

– Что это?

– Кубик.

– Где лежит кубик?

В коробке.

Далее воспитатель перемещает игрушку и предлагает детям определить её месторасположение.

– Где лежит кубик?

За коробкой.

– Где теперь лежит кубик?

Под коробкой.

– А сейчас, куда я положила кубик?

На коробку.

И т.д.

6. Итог занятия

 

Декоративное рисование (лексическая тема «Игрушки»)

Тема: «Сказочный домик».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать, уточнить и закрепить знания и представления детей об игрушках.
  • Закрепить приемы рисования геометрических фигур (квадрат, треугольник).
  • Продолжать знакомство с пальчиковым рисованием (тычок пальцем, графика пальцем).

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять навыки пальчикового рисования.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Активизировать словарный запас детей по теме: «Игрушки».
  • Тренировать детей в умение составлять простой описательный рассказ о любимой игрушке.
  • Развивать зрительное внимание, память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Воспитывать любовь к детским произведениям.
  • Воспитывать интереса к лепке, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: конверты с набором геометрических фигур, простой карандаш, акварель, 1/2 альбомного листа, образцы пальчикового рисования, письмо с рисунком, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игровой момент.

– Ребята, почтальон Печкин принес письмо от дяди Федора.

– Посмотрите на картинку и назовите, что лежит в коробке.

(Дети узнают знакомые предметы и называют их).

Дядя Фёдор:

– Если вы правильно назовете эти предметы одним словом, то узнаете, что Дед Мороз подарил мне на Новый Год.

Дети:

– Игрушки.

3. Введение в тему.

– Из набора геометрических фигур соберите какой-нибудь предмет.

– Что у вас получилось?

– Из каких частей состоит домик?

– Сегодня на занятии мы с вами в подарок Дяде Федору нарисуем «Сказочный домик» и отправим рисунки в Простоквашино.

4. Объяснение приемов рисования и рассматривания домика.

– Рисование простым карандашом:

  • Большой квадрат (дом)
  • Маленький квадрат (окно)
  • Большой треугольник (крыша)
  • Раскрашивание пальчиками.
  • Тычок пальцем (крыша, окно)
  • Графика пальцем (дом)

(На доме образцы раскрашивания; тычок пальцем, графика пальцем)

5. Повторение приемов рисования домика и раскрашивание с использованием образцов.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Физкультминутка

Ну, теперь за дело дружно –
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать
Завтра будем вновь играть.

(На полу разбросаны пластмассовые кубики, дети собирают и проговаривают слова)

8. Анализ детских работ.

9. Игровое упражнение «Опиши игрушку».

(Воспитатель показывает игрушку, а ребенок должен рассказать о ней, что сможет)

  • Машина (пластмассовая, заводная, большая, черная)
  • Мяч (круглый, резиновый, маленький, зеленый)
  • Медведь (мягкий, коричневый, большой)
  • Елочка (колючая, зеленая, большая)
  • Коляска (розовая, металлическая, кукольная)
  • Кубики (разноцветные, большие, пластмассовые, прямоугольные)

10. Итог.

– Что мы сегодня рисовали?

– Кому подарим наши рисунки?

 

Деятельность педагога-психолога в рамках изучения темы «Игрушки» при  реализации образовательной области «Познание»

(Возможно использование воспитателем в рамках индивидуальной работы)

Цели занятий:

  • Развитие зрительного внимания, памяти, мышления
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие зрительного и пространственного восприятия
  • Развитие воображения
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме»игрушки», совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)
  • Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, бережного отношения к игрушкам.

Оборудование: кукла Даша, игрушки (мяч, машинки, кукла, пирамидка, мишка, юла), картинки, разрезные картинки, пирамидки, доска.

Ход занятий

Организационный этап: В гости приходит кукла Даша. Дети здороваются, рассказывают, как у них дела, какое настроение, садятся за столы.

Варианты дидактических упражнений:

Дидактическая игра «Что изменилось?»

– Ребята, вы любите играть в игрушки?

– А какие игрушки вы больше всего любите?

Кукла Даша тоже любит играть и принесла с собой свои любимые игрушки. Давайте посмотрим.

(Перед детьми раскладываются игрушки, дети называют их)

– А теперь, поиграем! Игрушки будут от вас прятаться, а вы должны угадать, что изменилось, какой игрушки не стало.

Дидактическое упражнение «Найди такую же игрушку»

(К доске прикрепляется картинка с изображением игрушек, расположенных рядами. Первая игрушка в каждом ряду – в рамочке.

– Рассмотрите игрушку в рамочке. Найдите в ряду точно такую же игрушку, как первую.

Дидактическое упражнение «Запоминай-ка»

(К доске прикрепляется картинка)

– Рассмотрите картинку и запомните, какую игрушку везет каждая из разноцветных машинок.

Картинка убирается через 15 секунд и вывешивается только изображения машине. Детям показываются игрушки, вырезанные из бумаги.

– Какая машинка везла эту игрушку?

При правильном ответе ребенок выходит к доске и прикрепляет игрушку к соответствующей машинке)

рис.1

Рисунок 1.

рис.2

Рисунок 2.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

рис.3

Рисунок 3.

рис.4

Рисунок 4.

 

Деятельность инструктора по физической культуре в рамках изучения темы»Игрушки» при реализации образовательной области «Физическая культура»

Цели занятия:

  • Работать над равновесием и формировать правильную осанку в ходьбе с высоким подниманием колен;
  • Развивать ориентировку в пространстве зала при беге врассыпную;
  • Развивать динамическое равновесие, общую моторику и координацию движений при ходьбе по гимнастической скамейке с перекладыванием мяча из одной руки в другую и при прыжках на левой и правой ноге между кеглями, поставленными в одну линию.
  • Закаливать организм детей при проведении имитационных упражнений на ковриках босиком и работать над профилактикой плоскостопия во время игровых упражнений
  • Продолжать учить детей релаксации после занятия.

Ход занятия

1. Дети колонной по одному заходят в зал. Построение. Приветствие.

2. Вводная часть. Ходьба по залу с высоким подниманием колен, на носках, пятках , бег врассыпную.

3. Основная часть.

Комплекс ОРУ имитационного характера на тему: «Игрушки».

По дорожке мы пойдем
Куклу Машеньку найдем.

Ходьба на месте

С куклой поиграем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.

Движения соответствуют тексту

Медвежонок косолапый
Ходит вперевалочку,
От его когтистых лап
Ульи все вповалку.

Ходьба на наружном своде стоп с правильной осанкой, руки перед собой

Солдатики из дерева
Как столбики стоят.

Стоя, вытянуться, прижав рук к туловищу, напрягая мышцы рук, спины, живота

А  у ежиков резиновых
Спинки не болят.

Выполнять перекаты на спине, ноги приведены к туловищу, руки фиксируют положение ног

Мы матрешки– все мы крошки.

Сидя, руки за головой, повороты в стороны

На машине легковой
Едем  вместе мы с тобой.
По дороге, через мост,
В лес шофер нас привезет

Сидя, руки имитируют поворот руля, ноги, согнутые в коленях, поочередно поднимаются и опускаются

Основные виды движения.

– Ходьба по гимнастической скамейке с перекладыванием мяча из одной руки в другую.

– Прыжки на правой и левой ногах между кеглями (вперед на правой ноге, назад – на левой).

4. Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Тряпичная кукла». Детям показывается тряпичная кукла и рассказывается о том, что ручки и ножки у нее мягкие, вялые. Когда ребята потрогают куклу, им предлагается попробовать сделать свои ручки и ножки такими же на ковриках лежа. Включается  спокойная музыка. Данная игра может сочетаться с быстрыми движениями под веселую музыку в виде танцевальных движений, после чего включается спокойная музыка и происходит процесс релаксации.