Цели урока:
- обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
- развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли); мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Растения», дидактический раздаточный материал
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин) |
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Ф |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие (10 мин) |
– Что изучали на прошлом уроке? – Выберите иллюстрации голосеменных растений (остались изображения цветковых растений). |
Беседа с учителем. |
Ф
И
И |
Познавательные: общеучебные:
логические: анализ. |
– Как их отличить от других организмов? Ответьте по предложенному плану:
|
Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану. |
|
||
– Каково значение голосеменных в природе и для человека? Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры «Суд над хвойными». 1 группа – обвинители называют вымершие растения 2 группа – защитники указывают на положительную роль современных голосеменных 3 группа – судьи выносят решение – Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме. |
Отстаивание своей точки зрения
Самооценка, взаимооценка |
Ф
Г
П |
Коммуникативные:
|
|
– Что оказалось лишним? По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану:
|
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом) |
И |
Регулятивные:
|
|
Выявление места и причины затруднения (2 мин) |
– Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях, мхах, папоротниках по предложенному плану? – Каких знаний не хватает? – Что хотели бы узнать? – Каким способом можно получить нужную информацию? |
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения |
Ф |
Познавательные:
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
– Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) – Предположите тему урока. – Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). |
Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. |
Ф |
Коммуникативные:
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Реализация построечного проекта |
1) Отличительные особенности растений от других организмов – Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. Сделайте записи в тетради. Маршрутный лист №1 Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.
2) Изучение многообразие растений – Что изучает систематика? На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные. |
Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы.
|
П
|
Коммуникативные:
|
– Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2. Маршрутный лист №2
|
Самостоятельная работа в группах с источниками информации. Устное представление результатов совместной работы. |
Г |
Познавательные: общеучебные:
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
|
3) Сравнение клеток растений и бактерий 4) Самооценка |
И |
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | ||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
1) Назовите общие признаки растений. 2) Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей. 3) Какова роль растений в природе? 4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй. |
Выполняют задания |
Ф |
Коммуникативные:
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Выберите правильные суждения
Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1, 3, 5, 6) |
Самопроверка Самооценка |
И |
Регулятивные:
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение. |
Дайте обоснованный ответ. – Зелёный лягушонок, увидев своё отражение в воде, закричал: «Ура я растение!». Так ли это? – В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? – Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? – Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. – Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? |
Решение биологических задач |
Ф |
Регулятивные: прогнозирование |
Информация о домашнем задании |
П.17 ответить на вопросы стр.87 Приготовить информацию о самых-самых растениях (индивидуально) |
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
– Достигнуты ли цель и задачи урока? – Я узнал (а)… – Меня удивило… – Работая в группе, я … – Мне трудно представить, что…
Оценка деятельности учащихся. |
Анализируют выполнение цели и задач урока. |
Ф |
Познавательные: общенаучные:
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).