Вид проекта: фронтальный творческо-информационный проект для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Образовательная область: социализация, физическая культура, коммуникация.
Актуальность проблемы: Реализация данного проекта связана с решением одной из наиболее существенных задач дошкольного образования – охрана жизни и здоровья детей. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – является одной из главных задач не только дошкольных учреждений, но и стратегической задачей развития всей страны.
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000.г. № 751) воспитание ЗОЖ рассматривается как одна из основных задач образования, а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Такое пристальное внимание к здоровью подрастающего поколения связано с тем, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период жизни ребенка интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, закладываются фундамент здоровья и основы развития физических качеств. Здоровье дошкольников во многом определяется отношением к нему родителей. Статистика утверждает, что здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то на другие 50% повлиять, возможно, для этого родители должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Роль семьи для ребенка несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Традиционно семья выделяется как главный институт воспитания. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Все, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, обозначили проблему: создания условий для развития нового формата отношений ДОУ, родителей и ближайшего окружения по приобщению к здоровому образу жизни родителей и воспитанников. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Цель проекта: повышение интереса к физической культуре через совместные спортивно-массовые мероприятия, спортивно-игровые упражнения, подвижные игры.
Задачи проекта:
- Вести активную пропаганду среди родителей ДОУ здорового образа жизни как показателя общечеловеческой культуры, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс для повышения культуры родителей в вопросах здоровьесбережения детей.
- Создать условия для комфортного сотрудничества субъектов педагогического процесса (дети – родители – педагоги ДОУ), направленные на формировании ЗОЖ у детей 4-5 лет.
- Способствовать позитивным межличностным отношениям в семье, формировать мотивацию к изменению общения с детьми, поиску новых способов установления эффективной коммуникации.
- Создание условий для творческого самовыражения детей и родителей в процессе физической активности.
Предполагаемый результат:
- Сформировано представление у детей и родителей о ЗОЖ, потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Повышение педагогической культуры родителей, заинтересованности родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышен профессиональный уровень воспитателей в вопросах ЗОЖ.
Этапы проекта
Планово-прогностический: изучение нормативно-правовой базы, литературы по ЗОЖ; подбор диагностического материала; изучение потребности родителей в оздоровлении детей (анкетирование родителей); диагностика состояния здоровья участников образовательного процесса; подбор и разработка эффективных форм для работы с родителями и детьми.
Организационно-методический: апробация системы работы по приобщению родителей детей к здоровому образу жизни в рамках проекта; вовлечение родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта; разработка и проведение семинаров-практикумов, консультаций по ознакомлению родителей со здоровьесберегающими технологиями; разработка и проведение развлечений, праздников, конкурсов и др. с участием родителей, детей; выставки детских рисунков, семейных стенгазет по формированию основ здорового образа жизни.
Итоговый: трансляция результатов реализации проекта; творческий отчет по реализации проекта.
Виды деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Формы результата |
Консультация «Лечебная физкультура» |
ноябрь |
Формирование правильной осанки, знания специальных упражнений; расширение представлений об упражнениях с доступным инвентарем. Улучшение контроля осанки в семье. |
Конспект, информационные брошюры |
«Праздник подвижных игр» |
ноябрь |
Повышение эмоционального фона совместных праздников, повышение двигательной активности. Приобщение к совместным мероприятиям, формирование интереса, расширение общения в ДОУ. |
Фотографии, отзывы родителей |
Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в группе» |
декабрь |
Активное участие в физкультурных и оздоровительных мероприятиях проводимых в ДОУ. |
Конспект занятий, информационные брошюры |
Состязания на санках «Эх, прокачу!» |
февраль |
Совершенствование скоростных качеств, координации движений; формирование спортивного интереса и азарта. Создание представлений о видах спорта, повышение двигательной активности. |
Фотографии, отзывы родителей |
Дискуссионный стол «Будь Здоров!» |
март |
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. |
Презентация |
Конкурс семейных стенгазет «Спортивная жизнь семьи!» |
март |
Сформировать положительное отношение к занятиям спортом и здоровому образу жизни. |
Фотографии, отзывы родителей |
Семейный праздник детства «Ура, классики!» |
апрель |
Совершенствование скоростных качеств, координации движений; формирование спортивного интереса и азарта. Создание представлений о видах спорта, повышение двигательной активности, формирование лидерских качеств у детей. |
Фотографии, отзывы родителей |