Цели:
- Закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности.
- Развитие силы, ловкости, находчивости, быстроты и точности движений.
- Укрепление дружбы, сплоченности, коллективизма, воспитание стремления к взаимопомощи.
Класс оформлен плакатами, рисунками на противопожарную тематику.
Примерное содержание плакатов:
«Если вдруг увидишь дым, что-то загорается
Позвони по «01» сразу все уладится!»
«Спички не тронь,
В спичках – огонь!»
«Чтобы в ваш дом не пришла беда.
Будьте с огнем осторожны всегда.»
Выставка детских книг:
- Б. Житков. «Пожар в море», «Пожар»;
- Г. Цыферов. «Жил на свете слоненок»;
- С. Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
- Л. Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки»;
- К. Чуковский. «Путаница».
Ведущий: Огонь – одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика) В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Сегодня мы вспомним эти правила безопасности.
Ведущий: У нас три команды.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
Конкурс начинается с представления команд-участниц. Капитаны в произвольной форме сообщают название команд и девиз.
1 команда – «Огонек»
Девиз:
"Огонь – опасная штука
Он над собой не любит шуток."
2 команда – «Искорки»
Девиз:
"При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре
Набираем «01»."
3 команда – «Спасатели»
Наш девиз:
Спасатели, вперёд!
Победа смелых ждет!
Девочка:
Дремлют спички, словно спички,
В коробочке до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры:
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончиться печально
Интересная игра:
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы,
И останется от дома
Только горсточка золы.
Мальчик:
Если папы дома нет,
убежал куда-то дед,
А у мамы на работе
Непредвиденный банкет;
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг –
Пиротехник и электрик –
То нельзя включать:
Утюг,
Холодильник, кипятильник,
Новый бабушкин светильник,
Пылесос, электрочайник,
Телевизор и паяльник:
Ни за что и никогда
Не хватайте провода,
И без взрослых даже штепсель
Не втыкайте никуда.
1 конкурс: «Разминка». (загадки)
Это – несложный конкурс: нужно лишь отвечать на вопросы, при этом члены команд могут предварительно советоваться друг с другом. Перестрелка вопросами и ответами служит разведкой боем. В течение одной минуты каждой команде загадывают по четыре загадки, потом в течение одной минуты задают по вопросу. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
1) Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (телевизор)
2) Из горящего колодца.
Через нос водится льется. (чайник)
3) Полюбуйся, посмотри,
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (холодильник)
4) Идет пароход,
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (утюг)
5) На полу ковер зажег, выпав на пол (Уголек).
6) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре (Спичечный коробок и спички).
7) Закопай – не сгниет, кинь в воду – поплывет (Уголь)
8) Красная корова всю солому поела (Огонь).
9) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня,
Я огня сестричка, маленькая (спичка).
10) Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай (Пожарники).
11) На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке.
Поселился дружок – развеселый огонек (Лампочка).
12) Все ест, не наедается, а попьет – умирает (Огонь).
Вопросы:
- От чего люди гибнут на пожаре? (От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания.)
- Что такое эвакуация? (Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС.)
- Что является причиной пожара? (Непотушенная сигарета, не отключенная электроплита, игра со спичками.)
2 конкурс: «Интеллектуальная разминка»
Ведущий: Каждая команда должна назвать по 2 правила безопасного обращения с электроприборами. (1 очко)
1 команда
Не ремонтируйте сам электроприбор.
Не пользуйтесь приборами, если есть оголенные провода.
2 команда
Не оставляйте без присмотра электроприборы.
Не включайте в одну розетку несколько электроприборов.
3 команда
Не пользуйтесь не исправными электроприборами.
Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками.
(болельщики дополняют правила).
3 конкурс: «Позвони по ноль – один».
За каждый ответ по 1 баллу.
Ведущий: Ребята скажите, если случилась беда, по какому номеру будем сообщать о пожаре? («01»)
А кто знает, почему пожарной службе достался номер «01»?
– Потому что 01 – простой, его всякий запомнит;
– 01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута;
– 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
Ведущий: Сейчас мы проведем игру «Пожар!» и проверим ваши знания в поведении при чрезвычайных ситуациях. От каждой команды мне нужно по 2 человека. (завязываем глаза, поворачиваем вокруг и по команде «Пожар!» играющим дается задание сообщить, что в школе горит 2-й этаж).
Правильно:
- Что горит?
- Где горит? (адрес)
- Кто говорит? (Ф.И.)
4 конкурс: «Ситуационные задачи».
(За каждый правильный ответ по 2 балла)
Ситуация для 1-й команды.
При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия.
– Отключить телевизор от сети.
– Сообщить взрослым.
– Вызвать мастера.
Ситуация для 2-й команды.
Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия.
– Сообщить в пожарную службу «01».
– Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков).
– Предупредить соседей с верхних этажей, позовите на помощь.
Ситуация для 3-й команды.
Какие надписи предупреждают о пожарной опасности?
а) «Вход воспрещен!»
б) «Не курить!»
в) «Берегись автомобиля»
д) «Огнеопасно»
5 конкурс: «Пожарная азбука»
Команды получают конверты с набором слов. За правильно составленную фразу команда получает по 1 баллу.
Ведущий: Из предложенных слов составить фразы и хором прочитать их.
Ответы:
1. Знает мальчик и девчушка:
Спички детям – не игрушка.
2. Вы запомните, друзья,
Детям спички брать нельзя.
3. При пожаре не зевай,
Огонь водою заливай.
6 конкурс: «Поле чудес».
Ведущий:
Сегодня с вами игру затеваю,
На поле чудес вас приглашаю.
Тема актуальная и важная –
Безопасность пожарная.
Будьте уверены, друзья:
С огнем шутить нельзя!
– За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Игровые задания.
1. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? В этом слове 7 букв.
Ответ: дыхание.
2. Одна из причин ожогов. В этом слове 7 букв.
Ответ: кипяток.
3. Самая распространенная причина ожогов. В этом слове 5 букв.
Ответ: пламя.
4. Ожог, вызванный пламенем, кипятком, паром, прикосновением к горячим металлическим предметам. В этом слове 11 букв.
Ответ: термический.
5. Средство пожаротушения. В этом слове 12 букв.
Ответ: огнетушитель.
6. Отчего чаще всего погибают при пожаре люди? Принимаются два варианта ответа: в одном слове 4 буквы, в другом 3 буквы.
Ответ: угар.
Ответ: дым.
7. Какая причина чаще всего приводит к пожару? В этом слове 11 букв
Ответ: небрежность.
8. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожогах? В этом слове 7 букв.
Ответ: волдыри.
9. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? В этом слове 9 букв.
Ответ: аварийный.
7 конкурс капитанов: «Знаток пословиц и поговорок об огне».
Ведущий: Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок. Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением? Прямо сейчас и проверим.
Примеры пословиц и поговорок для ответа:
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Там не загорится, где огня нет.
- Не имей привычки, носить в кармане спички.
- Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.
- Дыма без огня не бывает.
- Там не загорится, где огня нет.
- Солома с огнем не дружит.
- Из огня да в полымя.
- Спички не тронь – в них огонь.
- Спичка невеличка, огонь великан.
- Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
- Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней огонь.
- Пожар могут вызвать электроприборы, когда остаются без надзора.
Ведущий: вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин.
8 конкурс «Угадай-ка!»
Ведущий: О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг, в том числе и детских. Из каких произведений взяты следующие строки?
1. «Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!» (К. Чуковский. «Путаница»)
2. «И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.» (С. Маршак. «Кошкин дом».)
3. «Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом…» (С. Михалков. «Дядя Степа».)
4. «Много столпилось
Людей на панели,
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок
Протягивал к ним». (С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»)
9 конкурс: «Найди правильную фразу».
Ведущий: Сейчас каждая команда получит карточку с заданием: нужно соединить начало фраз с их окончанием, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
Огонь нельзя оставлять
Если увидишь пламя –
Вызывай пожарных
От огня
Из горящего помещения
Опасней всего при пожаре
А) по телефону 01.
Б) нельзя прятаться.
В) без присмотра.
Г) зови на помощь взрослых.
Д) дым.
Е) надо быстро уйти.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, хочется верить, что вы полученные знания будете использовать всегда, не допускать никаких отступлений. Помните формулу безопасности, которая включает такие заповеди:
- Предвидеть опасность.
- По возможности избегать ее.
- При необходимости действовать решительно и четко.
- Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
Мальчик:
Спички в хозяйстве – нужный предмет.
В этом сомнения ни у кого из нас нет.
Знать надо цели его примененья –
В этом должны проявлять вы уменье.
В играх спичкам места нет!
Друг, запомни сей совет.
Девочка:
Мы, взрослые, спички подальше кладем,
Чтоб не играли дети с огнем.
Мы им рассказываем о страшной беде,
Которая происходит с людьми в огне.
К сожалению, этому вопреки – вот беда,
Дети не слушают нас никогда.
Ребята, прошу вас, не допускайте пожара!
Верьте, нет ужасней такого кошмара.
Ведущий: А теперь для вас прозвучат частушки
А теперь для вас прозвучат частушки
1) Мы весёлые девчушки
Пропоём для вас частушки
Про пожарных, про пожар,
Чтоб разлился в теле жар.
2) Если вдруг пожар случится,
Лучше не зевайте.
01 скорей звоните,
Помощь вызывайте.
3) Не играйте-ка с огнем.
Милые ребятки.
А то можете сгореть
С головы до пятки.
4) Если любишь покурить,
Носишь сигареты,
Окурки должен ты тушить
И зимой, и летом.
5) Если чайник ты поставил
Или вдруг утюг оставил
Ты включенным – быть беде.
Будь внимательным везде.
6) Если газ включил в квартире
(Все бывает в этом мире).
Дом смотри, не покидай,
Газ, дружок мой, выключай.
7) Если ты зажег костер,
Помни, что огонь хитер.
Ты водой его залей.
Уходи домой скорей.
8) Главное – позвать на помощь
Тех, кто борется с огнем.
Мы пожарных уважаем
И всегда с брансбойтом ждем.
9) Ох, огромные пожары,
Загорелся, братцы, лес.
К нам Шойгу пошлет на помощь
Свою службу МЧС.
10) Мы частушки вам пропели
И напомнить всем хотели:
Про пожар не забывайте,
Правила все соблюдайте.
Ведущий: А теперь поиграем в игру.
Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья» или «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья».
Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке,
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?
Ведущий: Объявление победителей игры, их чествование, награждение.
(Звучит песня «Если бы парни всей земли. Сл. Е Долматовского Муз. В. Соловьева-Седого)
1. Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли,
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой!
Припев.
Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь.
Мы за мир, за дружбу,
За улыбки милых, за сердечность встреч.
2. Если бы парни всей земли
Хором бы песню одну завели,
Вот было б здорово, вот это был бы гром!
Давайте, парни, хором запоем!
Припев.
3. Если бы парни всей земли
Миру присягу свою принесли,
Вот было б радостно тогда на свете жить!
Давайте, парни, навсегда дружить!
Припев.
Список литературы:
- Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104с.
- Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. – М.: Вентана-Граф, 1998. – 64 с.
- Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143с.