Урок-проект по теме "Стремление к идеалу, или Как жить?" (По роману И.А.Гончарова "Обломов")

Разделы: Литература


Цель: презентовать готовый продукт учебного проекта по роману И.А.Гончарова «Обломов» на тему: «Стремление к идеалу, или как жить?».

Задачи:

Образовательные:
- прочитать и проанализировать роман И.А.Гончарова «Обломов»;
- прочитать сказки «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Про Емелю - дурака», сопоставить Обломова с героями народных сказок;  показать, как глубоко в историю  формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности;
- показать образ немца в восприятии героев романа «Обломов»;
- прочитать фрагменты статей русских философов и литературоведов: К.Д.Кавелина «Наш умственный строй»,  И.А.Ильина «Творческая идея России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских»; показать, какие черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы;
- сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов».

Развивающие:
- развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов;
- формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;

Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию;
- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.

Методы:

  1. Аналитическое чтение романа И.А.Гончарова «Обломов».
  2. Изучение критической и литературоведческой литературы.
  3. Исследование актуальности темы.
  4. Поисковый.
  5. Презентация итогового продукта учебного проекта.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, классная доска.

Паспорт проекта.

1. Название проекта - «Стремление к идеалу, или как жить?» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

2. Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Стецкая Надежда Алексеевна.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – русская литература.

4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – история

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект -16 -17 лет.

6. Состав проектной группы –учащиеся 10 класса, 18 человек.

7. Тип проекта – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный.

8. Цель проекта:
- сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов».

9. Задачи проекта:

  1. Познакомиться с содержанием романа И.А.Гончарова «Обломов».
  2. Организовать поиск материала по теме проекта в литературе, словарях, СМИ, Интернете.
  3. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала.
  4. Разработать план итогового продукта учебного проекта.
  5. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

11. Необходимое оборудование - тексты романа И.А.Гончарова «Обломов», сказки «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Про Емелю - дурака», статьи  русских философов и литературоведов: К.Д.Кавелина «Наш умственный строй»,  И.А.Ильина «Творческая идея России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских», дополнительная справочная литература, выход в Интернет, компьютерный класс, принтер, бумага для оформления портфолио проекта.

12. Предполагаемые продукты проекта – компьютерные  презентации и портфолио проекта.

16.Этапы работы над учебным проектом:
Подготовительный этап: один урок (45 мин)
Выбор темы , цели и задач проекта (через проблемную ситуацию, беседу).
Определение количества участников, состава рабочих групп

Плановые работы: вне уроков:
Определение источников информации;
Планирование способов сбора и анализа информации;
Планирование итогового продукта (формы представления результата);
Распределение обязанностей среди членов команды.

Исследовательская деятельность: 7 дней - вне уроков.
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: работа с текстом, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет.

Результаты и выводы: пять дней - вне уроков
Анализ информации;
Формулировка выводов;
Оформление результата.

Представление готового продукта и оценка процесса работы: один урок (45 мин.)

Представление итогов учебного проекта.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Презентация учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Стремление к идеалу, или как жить?» (По роману И.А.Гончарова «Обломов»). Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания на предыдущих уроках. Наш урок не совсем обычный. Это итог огромной работы, которую мы проводили в течение 1 учебной недели –  это реализация краткосрочного учебного проекта по роману «Обломов».  

Просмотр  видеоролика «Мой герой».

Ребята, вы посмотрели видеоролик, в котором, может быть, узнали и себя. Самые великие умы задавались мыслью: кто мы, зачем живем и к чему стремимся. Много веков люди терзаются мыслью о Человеке идеальном. Написано огромное количество книг, романов, стихов, песен, музыки, научных трактатов и философских изысканий, посвященных человеческим идеалам. Тем не менее, ни в словарях, ни  в справочниках,  ни в энциклопедиях  нет объективного определения «Человека идеального». Известный русский  писатель И.А.Гончарова   150 с лишним лет назад написал роман «Обломов». Произведение не было до конца понято современниками писателя. И сегодня понять тайну романа «Обломова» - значит, во многом постичь тайну человеческого существования.  Не теряют своей актуальности мучительные размышления главного героя  Обломова: «… Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?...  Разве это не мертвецы?  Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома… А наша лучшая молодежь, что она делает?  Разве не спит … разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..»
Много размышляет главный герой романа  и о себе. Пытается ответить на вопрос: зачем жить?
Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова».

Поставленные Обломовым вопросы и стали темой нашего урока - проекта «Стремление к идеалу, или как жить?» 

   Три группы учащихся  в течение недели работали над исследованиями:
1. Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности.
2. Образ немца в восприятии  героев романа.
3. Проблема национального характера:  философское осмысление.

В ходе урока, ребята, вы должны ответить на проблемный вопрос:

- От каких заблуждений и ошибок стремился предостеречь И.А.Гончаров в своем романе?

II.Защита презентаций.

1. Итак, слово предоставляется I группе. Тема исследования: «Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности».
Выступает лидер группы, представляет презентацию.

Презентация I

Русская сказка проникает в сердце человеческое: освобождает от страха, наполняет надеждой, успокаивает, умудряет. наполняет надеждой, успокаивает, умудряет. Сказки - это духовный опыт народа, осмысленный в поэтизированных образах.  Народ высказывает в сказке свои заветные думы, чаяния, мечты, неисполненные желания. Сказка  воплощает  народные представления о том, каким должен быть человек, чтобы добиться осуществления своей мечты.
  Главный герой романа Обломов с детства начал воспринимать окружающее через призму сказки и в течение всей своей жизни старался создать и наяву особый мир, сказочный («Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире - 1 , VI).
Он жил  в мире, существующем   по законам сказочного добра, отождествлял себя с героями сказок и легенд («Слушая от няни сказки о нашем золотом руне - Жар - птице, о преградах и о тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца» - 1,IX), страшился сил зла, которые в сказках противостояли силам добра ( «Сказки не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть» - 1, IX).
В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иван - дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.
Автор романа наделил Обломова чертой, характерной для особенно любимых народом сказочных героев. Эта черта - вера в возможность чуда, внутренняя готовность к встрече, с чудом. Одаренностью именно этим качеством объясняются чудеса, происходящие с этими сказочными героями, другие, здравомыслящие, рассудительные, даже если бы и встретились с чудом, никогда бы не поверили своим глазам.
Именно эта черта придает образу Обломова особое обаяние, и герой, в котором автор хотел подчеркнуть лень и неспособность к созиданию, черты, которые могут привести к кризису весь народ, становятся симпатичными и самому автору. Именно в мечты о чуде погружен Обломов.

Мечты Обломова

«Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в душе плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда - вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц…»
Он любил вообразить себя иногда каким - нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит…»
Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!»
«Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе за чайным столом…
Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки, кругом его самого резвятся малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шю; за самоваром сидит …  царица всего окружающего, его божество…женщина! жена!...»
То о чем мечтает Обломов ( тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья) , так буднично, что, с точки зрения Штольца, например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка- дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они просто живут… А жизнь дарит им чудо - осуществляет для них мечты множества людей.
А чем обернулись мечтания Обломова. Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил  Штольцу. Он не сумел  продлить счастье Агафьи Матвеевны.
И это все  - итог судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Иллюзия чуда развеивается.
На Выборгской стороне, грезится Илье Ильичу Обломову, что он «достиг обетованной земли, где текут реки меду и молока, - именно здесь «идеал его жизни осуществится, хотя без поэзии». Идеал (мечта)  Обломова - это идиллия здесь осуществился. Слова идеал и идиллия образовались от общего греческого корня, но получили в дальнейшем разное значение. В тексте романа - это антонимы. Согласно словарному  толкованию, идеал (гр. Idea - первообраз, суть) - это совершенство, высшая конечная цель стремлений, деятельности, тогда как идиллия в переводе с греческого - внешний образ, картинка. 1. Одна из жанровых форм античной поэзии, рисующая обстановку мирной жизни на фоне природы, уделяя особое внимание описанию счастливых любовных переживаний. 2. (Обычно ироническое.)  Мирное, безмятежно - счастливое, ничем не омрачаемое существование.
Здесь подмена недостижимого идеала  вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего внешним, сути - видимостью, высокой поэзии духа - прозой реального существования.

Вывод:
Русские сказки влияют на Обломова как положительно, так и отрицательно. В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иван - дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.  Объединяет с русскими сказками Обломова доброта, детская наивность, вера в чудо, простодушие, лень, доверчивость.
Учитель:  В романе Обломову противопоставлен Штольц.  Характеризуя Штольца как полурусского - полунемца, Гончаров не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской  литературе. Вспомните  русскую литературу и скажите:

- Какими чаще всего изображены немцы в произведениях русской  литературы?
В произведениях русской литературы (Вральман из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», Герман  в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина) трудно найти среди них положительного героя.
- А какими немцы изображены  в восприятии героев романа «Обломов»?

2.Свое исследование представит  II группа.  Лидер II группы представляет презентацию на тему: «Образ немца в восприятии героев романа и автора».

Презентация II

Захар

«Отчего же у других чисто? - возразил Обломов.  Посмотри, напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка…
- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите - ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеча отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять?  У них нет этого как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенно платья или набрался целый угол корок хлеба на зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да пивом и выпивают!
Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье».

Тарантьев

«Немец проклятый, шельма продувная!... Тарантьев питал какое - то инстинктивное отвращение к иностранцам. В глазах его француз, немец, англичанин были синонимы мошенника, обманщика, хитреца или разбойника. Он даже не делал различия между нациями: они были все одинаковы в его глазах».

Мать Штольца
Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с каким немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать.
На ее взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джельтмена.  Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения…
Нет, та и ломят эти невежи, так и напирают на то, что у них положено, что заберут себе в голову, готовы хоть стену пробить лбом, лишь бы поступить по правилам».
Автор
«Немец (отец Штольца) был человек дельный и строгий, как почти все немцы».
«От отца своего он (Штольц) перенял смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; может быть, перенял бы от него и педантическую строгость, которою немцы сопровождают взгляд свой, каждый шаги жизни, в том числе и супружество».

Вывод: Автор вложил характеристику немцев в уста  персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде. Поэтому немцы - в их оценке - люди до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Однако слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности, и «педантической строгости» немцев.

Вопросы к классу:
- Почему у русского человека отношение к немцам  отрицательное?
- А каким показан  Штольц  (полурусский, полунемец) в романе?
(Он трудолюбив, энергичен, рассудителен, экономен, целеустремлен).

3. О каких типичных чертах русского и европейского характера говорят философы и литературоведы?  Свое исследование «Проблема национального характера: философское осмысление» представляет III группа.

Презентация III 

К.Д.Кавелин
«Наш умственный строй»

    Черты русского типа характера

  Черты европейского типа характера

Пассивность, отсутствие почина, грубейший ,полудикий реализм. Аппетиты развиты до болезненности ,но нет ни охоты, ни способности трудиться с целью удовлетворить их, преодолеть препятствия, отстаивать себя и свою мысль. Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществить, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, злую судьбу, а особенно  на всеобщее равнодушие и безучастие», - «мы слишком мало думаем».

Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума, чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности!

И.А.Ильин
«Творческая идея России»

Черты русского типа характера

  Черты европейского типа характера

Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью».

Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же подумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за своё совершенство; очень возможно, что ей это удастся; что ж и неудачи кое-чему учат мир…»

Д.С.Лихачев
«О национальном характере русских»

Черты русского типа характера

  Черты европейского типа характера

«Русским свойственно стремление к воле», стремление во всем доходить до крайностей, до предела возможного». «Черт русского национального характера  очень много … каждой черте противостоят … и другие: щедрости - скупость (часто неоправданная ), доброте - злость (опять  - таки неоправданная), любови к свободе - стремление к деспотизму …»

Обобщающая таблица

Черты русского характера

Черты европейского типа характера

Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществить, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, злую судьбу, а особенно  на всеобщее равнодушие и безучастие», - «мы слишком мало думаем».
Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью».
«Русским свойственно стремление к воле», стремление во всем доходить до крайностей, до предела возможного», !Черт русского национального характера  очень много … каждой черте противостоят … и другие: щедрости - скупость (часто неоправданная ), доброте - злость (опять  - таки неоправданная), любови к свободе - стремление к деспотизму …»

Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума, чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности!.

Учитель: Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных.

Задание.
Учащиеся I, II и  III групп получают  карточки:  какие типичные черты характера относятся к Обломову и  Штольцу (праздность, пассивность, способность на глубокие искренние чувства, отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделье, способность  на искренние чувства, активность, кипучая активная деятельность, стремление к постоянному пополнению знаний,  стремление к пополнению деловых связей, культ труда).
- С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?
Учитель: Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца. 
Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штльца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.

III. Вывод.
Роман И.А.Гончарова «Обломов» - это роман - предупреждение нашим современникам.
- От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателя автор?
(Нельзя полностью отгородиться от жизни, но в суете и погоне за капиталом можно потерять душу,  свое «я»).
Конечно, вам решать, как прожить свою жизнь, к чему стремиться, но не надо забывать  в любой ситуации  человек должен оставаться человеком,  не забывать о душе. Несмотря на все на все свои недостатки Обломов об этом не забывал.

IV. Рефлексия.

  1. В чём видите практическую значимость урока - проекта?
  2. Оцените свою деятельность на уроке по 5-тибалльной системе.
  3. Какие умения и навыки пришлось применить на уроке?

Домашнее задание:
Написать сочинение на тему:  «Персонаж моей мечты».