Актуальность проблемы
Актуальность проблемы связана с выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором определены основные части образовательной программы любого дошкольного учреждения. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Новизна
Создание системы социализации ребенка, формирования основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 7 лет и вовлечения детей дошкольного возраста в процессе познания родного края.
Главное
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Доступность
Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.
Результативность
В процессе формирования основ краеведения ребенок:
- приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
- определяет свою социальную роль;
- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
- имеет представления об особенностях народных промыслов Оренбургской области; общие представления об уральских мастерах;
- обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
- учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
- учится самоорганизации, взаимопомощи.
Сущность опыта
Программа «Оренбуржье – Родина моя» является разделом основной общеобразовательной программа муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска», расширяет содержание образовательной области «Социализация» и направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
Цель программы – воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
Задачи образования:
- Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Орска.
- Обобщить знания детей об истории города Орска, его символах (герб, флаг). Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.
- Познакомить с промышленными предприятиями города.
- Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять представления детей о народных промыслах региона: Оренбургский пуховой платок, Уральская роспись, изделия из яшмы
Задачи развития:
- Формировать толерантное отношение к людям разной национальностям через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
- Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к произведениям местных поэтов, художников
- Способствовать развитию интереса к родному краю, городу в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
Задачи воспитания:
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Подвести детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связано с историей России.
- Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
- Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим.
Основные принципы, подходы и положения, на которых базируется программа
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
– личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
– деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
– компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
– средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
– культурно-антропологический подход, который предполагает формирование совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития Терешкович П.В. посредством практик человека, расширяющих освоенное им пространство жизненного мира. И использование возможности интеграции образовательных областей в системе культурно-антропологических практик в системе ДОУ.
Содержание рабочей программы опирается на следующие положения психолого-педагогической науки:
– педагогическое обоснование идеи изучения краеведения и роль образовательного учреждения в процессе приобщения к истории родного края (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, Ф. Студитский, Н.И. Новиков, Н.Х. Вессель, К.Д. Ушинский);
– определение «краеведение» как педагогическое понятие — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением;
– теоретические предпосылки проектирования культурно-антропологических практик в системе ДОУ (Масловская С.В., Ю.М. Резника). Социальное становится реальностью для субъекта, по мнению Ю.М. Резника, посредством его практик, расширяющих освоенное им пространство жизненного мира. Из множества реальностей человек выбирает и признает (принимает) только ту, которая является результатом его собственной деятельности, разворачивающейся в системе практик. «Практики суть то, что стало реальностью для самого субъекта и превратилось в его «внутренний» мир, т.е. интернализировалось» (Ю.М.Резник).
Возрастные особенности усвоения программного материала см. в Приложении 1.
Условия реализации программы
Педагогические условия.
Содержание раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения «Оренбуржье – Родина моя» успешна будет реализовано при соблюдении следующих условий:
- содержание программы реализуют специалисты дошкольного образования высокомотивированные на достижение предполагаемого результата программы: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре;
- построения системы педагогического взаимодействия и организации междисциплинарных связей при реализации содержания программы;
- реализация содержания программы посредством культурно-антропологических практик, позволяющих интегрировать образовательные области;
- организация социального партнерства при ознакомлении дошкольников с историей родного города;
- соблюдения принципа концентричности при овладении программным содержанием детьми 4-7 лет.
Содержательные условия.
Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного формирования основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 7 лет.
Материал программы «Оренбуржье – Родина моя» предполагает решение образовательных, воспитательных задач и задач развития ребенка на основе блочно-тематического построения с использование ведущей игровой деятельности детей и организации системы культурно-антропологических практик. Материал программы может быть использован в индивидуальных и подгрупповых занятиях с ребенком.
Программа дополняет компонент образовательной области «Социализация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). В данной программе так же используются частично образовательные технологии: Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»; С.А. Козлова «Я – человек»; Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов Программа «Юные туристы – краеведы»; Л.Л. Маслова «Я и мир», Л.А. Кондрыкинская С чего начинается родина?
Технологические условия.
Программа по формированию основ краеведения «Оренбуржье-Родина моя» реализуется в течение учебного года (с сентября по май месяц). Реализация содержания программного материала осуществляется по принципу расширения представлений ребенка о родном крае и включает в себя 4 темы для детей 4-5 лет, направленных на формирование представлений ребенка о себе, семье, микро- и мезосоциуме. Для детей 5-7 лет предлагается для изучения 7 тем и включает в себя задачи формирования и расширения представлений ребенка о себе, семье, микро- , мезо- и макросоциуме.
Под микросоциумом авторы программы понимают понятия: «Я», «Я и моя семья», «Мой дом» (4-5 лет).
Под мезосоциумом понимается: «Мой двор», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа вокруг меня» (4-5 лет – формирование начальных представлений, 5-7 лет – расширение представлений: установление взаимосвязи между объектами микро- и мезосоциумом, определение собственной социальной роли и социальной позиции).
Под макросоциумом понимается: «Мой город», «Мой родной край», «Моя страна», «Природа родного края», «Промыслы родного края и Уральского региона» (5-7 лет).
Реализация содержания программы «Оренбуржье – Родина моя» предполагается посредством организации культурно-антропологических практик. Данный выбор обусловлен:
- возможностью интеграции образовательных областей;
- возможностью освоения программного содержания как личностно значимого;
- реализация содержания культурно-антропологических практик в форме проектной деятельности дошкольников.
Материально-технические условия. При реализации программы «Оренбуржье – Родина моя» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с Федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно-развивающая среда: коллекция кукол в народных костюмах (русский, татарский, башкирский, украинский, казахский); коллекция изделий из яшмы; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Оренбуржья, Красная книга Оренбуржья, альбом «Промышленность города», «Достопримечательности города Орска», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «От козочки до платка», «Уральские мастера»; «Назови место на карте», «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», мини-лаборатория «Нефть-бензин», «Обитатели степей и водоемов города», аудиозаписи Орских композиторов – песенников (CD носитель)
Социокультурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами. Дети, посещающие образовательное учреждение из многонациональных семей: русские, казахи, башкиры, татары, азиатские страны (Армения, Азербайджан, Таджикистан).
Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социокультурными институтами: детская библиотека им. А. Гайдара, детская школа искусств №3, Орский краеведческий музей, центр детского и юношеского туризма и спорта, Орский драматический театр им. А.С.Пушкина, Орский театр кукол, городской выставочный зал.
Организационные условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Основной язык, на котором осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного возраста, является русский.
Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками при реализации программы «Оренбуржье – Родина моя» (см. Приложение 2).
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, экспериментирование, продуктивной, двигательной, коммуникативной, трудовой, музыкальной, чтение художественной литературы); организовать информацию оптимальным способом; развития основных навыков, понятийного мышления.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В Программе выделено примерный перечень развлечений и праздников, тематических экскурсий и прогулок, перечень подвижных игр, обеспечивающих решению задач по формированию основ краеведения и воспитания гражданственности, патриотизма, позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Освоение программного материала осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности детей по следующим образовательным областям: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество» как часть НОД инвариантной модели плана организации непосредственно образовательной деятельности, что отражено в модели образовательной деятельности ДОУ. Объем освоения программного материала по формированию основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя» (см. Приложение 3).
Основными организационными формами реализации программы «Оренбуржье – Родина моя» в образовательном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми), решение образовательных задач в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы; взаимодействие с семьями детей по реализации программного материала данного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Формы организации детей в структуре образовательной деятельности представлены в Приложении 4.
Форму организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.
Учебный план по освоению программы по формированию основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя!» и тематическое планирование по реализации программы для детей 4-7 лет представлено в Приложении 5.
Содержание психолого-педагогической работы поэтапного освоения программы по формированию основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя» представлено в Приложении 6.
Примерное содержание культурно-антропологических практик, направленных на освоение программы по формированию основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя» детьми дошкольного возраста 4-7 лет представлено в Приложении 7.
Результаты освоения детьми программы и система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя» представлены в Приложении 8.
Перечень литературы
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
- Виниградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие / Н.А.Виниградова, Н.В.Микляева – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.– ISBN 978-5-9949-0593-7
- День Победы. Наглядно-дидактическое пособие – М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2011
- Завод в разбуженной степи. Краткая летопись развития Орского нефтеперерабатывающего завода им. В.П.Чкалова.– Финляндия, 1995
- История Оренбуржья. – Учебное пособие/ сост. Л.И.Футорянский – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.-351 с.-ISBN 5-88788-007-4
- Орск. Под редакцией А.Г. Лукашкина – М.: изд-во «Планета», 1985
- Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под редакцией Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2011– С. 19-23