Тема урока: "Звук [р] в словах с прямыми слогами"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизировать звук Р в словах с прямыми слогами.

Задачи:
коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы».

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать нравственные качества (заботливое отношение к птицам)

здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: деревянная кормушка; картонные изображения зимующих птиц: воробей, сорока, ворона, снегирь, синица; зерна пшеницы; хлебные крошки, кусочек сала, ягоды рябины; цветные фишки; компьютерная программа «Игры для Тигры».

Ход занятия:

I. Организационный  момент.
Логопед. Здравствуй, Дима. Я рада тебя видеть.
Логопед сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок будут говорить о зимующих птицах и продолжат правильно произносить звук Р.

II. Основной этап.

II. 1.Логопед: давай проверим твое домашнее задание в тетради (ребенок  произнесит слова со звуком Р в обратных слогах. За каждое правильно произносимое слово ему  дается цветная фишка).

II. 2. Логопед. Сейчас я тебе загадаю загадки, а ты отгадай, кто это.

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел- а все же птица! (Воробей)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска – шарфик. (Синица)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее…(сорока)

Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Ребенок отгадывает загадку, находит изображение птицы и садит ее на кормушку.

II. 3. Логопед. А сейчас я  предлагаю поиграть в игру «Угадай, кого не стало»
Ребенок отгадывает, какой птицы не стало.

II. 4. Д/и «Покормим птиц»
Логопед. Давай вспомним , какая птица чем питается . Ребенок вспоминает, какая птица чем питается и выполняет задание, говоря: «Я дам  зернышки воробью »…

II. 5. Пальчиковая гимнастика «У кормушки»

Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики:

Ждут воробьи                         Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести 
большие пальцы. Помахать кистями рук с разведенными
пальцами.

У кормушки кормежки.          Складывают ладони «подносом», затем выполняют 
движения ладонями к себе (подзывают)

Принес им Сережка                 Выполняют ходьбу на месте.

Зерна и крошки.                       Руки вытянуть вперед, перебирать пальчиками.

II. 6. Логопед предлагает ребенку выполнить движения в координации  со словами:

Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Дальше полетели
И на место сели.

II.7.Логопед Давай поиграем в игру «Кто как голос подает?» Логопед предлагает ребенку вспомнить, как птицы голос подают. Ребенок говорит: воробей чирикает, ворона каркает, голубь воркует, синица свистит, сорока трещит.

А теперь следующее задание. Логопед предлагает ребенку повторить слова со звуком Р, одновременно кладя зернышко пшеницы на верно произнесенное каждое слово Ребенок повторяет за логопедом слова: рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырок, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, ровный, рослый, розовый  и на каждое слово кладет пшеничное зернышко.

II.8. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворение и выполнить движения глазами  в соответствии с текстом:

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.      
Ребенок выполняет движения глазами:
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз

II.9. Логопед. Теперь будем работать на компьютере.  Тебе необходимо найти картинки со звуком Р (Д/у из логопедической программы «Игры для Тигры») «Найди  картинки».  Ребенок, щелкая компьютерной мышкой, выбирает картинки, в названии которых звучит звук Р и называет их.

III.1. Итог занятия.  Логопед предлагает вспомнить ребенку, с кем он сегодня познакомился и какой звук учился произносить. Ребенок говорит, каких зимующих птиц он видел, называет изучаемый звук (Р).

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт - Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2003 г.

3. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Издательство «Мозаика-Синтез», 2008 г.