Цель: автоматизировать звук Р в словах с прямыми слогами.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением
- развивать внимание, память, логическое мышление.
образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы».
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать нравственные качества (заботливое отношение к птицам)
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: деревянная кормушка; картонные изображения зимующих птиц: воробей, сорока, ворона, снегирь, синица; зерна пшеницы; хлебные крошки, кусочек сала, ягоды рябины; цветные фишки; компьютерная программа «Игры для Тигры».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, Дима. Я рада тебя видеть.
Логопед сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок будут говорить о зимующих птицах и продолжат правильно произносить звук Р.
II. Основной этап.
II. 1.Логопед: давай проверим твое домашнее задание в тетради (ребенок произнесит слова со звуком Р в обратных слогах. За каждое правильно произносимое слово ему дается цветная фишка).
II. 2. Логопед. Сейчас я тебе загадаю загадки, а ты отгадай, кто это.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел- а все же птица! (Воробей)
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска – шарфик. (Синица)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее…(сорока)Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ребенок отгадывает загадку, находит изображение птицы и садит ее на кормушку.
II. 3. Логопед. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кого не стало»
Ребенок отгадывает, какой птицы не стало.
II. 4. Д/и «Покормим птиц»
Логопед. Давай вспомним , какая птица чем питается . Ребенок вспоминает, какая птица чем питается и выполняет задание, говоря: «Я дам зернышки воробью »…
II. 5. Пальчиковая гимнастика «У кормушки»
Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики:
Ждут воробьи Ладони повернуть к себе, скрестить руки и переплести
большие пальцы. Помахать кистями рук с разведенными
пальцами.У кормушки кормежки. Складывают ладони «подносом», затем выполняют
движения ладонями к себе (подзывают)Принес им Сережка Выполняют ходьбу на месте.
Зерна и крошки. Руки вытянуть вперед, перебирать пальчиками.
II. 6. Логопед предлагает ребенку выполнить движения в координации со словами:
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Дальше полетели
И на место сели.
II.7.Логопед Давай поиграем в игру «Кто как голос подает?» Логопед предлагает ребенку вспомнить, как птицы голос подают. Ребенок говорит: воробей чирикает, ворона каркает, голубь воркует, синица свистит, сорока трещит.
А теперь следующее задание. Логопед предлагает ребенку повторить слова со звуком Р, одновременно кладя зернышко пшеницы на верно произнесенное каждое слово Ребенок повторяет за логопедом слова: рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырок, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, ровный, рослый, розовый и на каждое слово кладет пшеничное зернышко.
II.8. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворение и выполнить движения глазами в соответствии с текстом:
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Ребенок выполняет движения глазами:
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз
II.9. Логопед. Теперь будем работать на компьютере. Тебе необходимо найти картинки со звуком Р (Д/у из логопедической программы «Игры для Тигры») «Найди картинки». Ребенок, щелкая компьютерной мышкой, выбирает картинки, в названии которых звучит звук Р и называет их.
III.1. Итог занятия. Логопед предлагает вспомнить ребенку, с кем он сегодня познакомился и какой звук учился произносить. Ребенок говорит, каких зимующих птиц он видел, называет изучаемый звук (Р).
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт - Петербург. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2003 г.
3. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Издательство «Мозаика-Синтез», 2008 г.