Тема урока: "Электрическое поле"

Разделы: Физика


Предмет: физика, урок изучения нового материала

Тема урока: "Электрическое поле"

Продолжительность: 1 урок – 45 минут

Класс: 10

Технологии:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,    
  • оборудование для проведения экспериментов: электрометр, гильза на штативе, эбонитовая палочка и кусочек меха.

Цель урока: изучение наличия электрического поля вокруг заряженного тела и определение его свойств.

Методические задачи:

  • Образовательные: дать понятие об электрическом поле,  научить учащихся объяснять явление электризации, обобщить и закрепить знания по теме «Электростатика».
  • Развивающие: развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах).

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

Ход урока

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку, проверяет домашние работы, отмечает отсутствующих

Записывают дату и тему урока в тетради. Решение домашней задачи  у доски

2. Повторение (тестирование)

Раздаются карточки (Приложение 1)

Выполнение тестового задания, взаимопроверка

3. Коллективная работа. Сообщение учеников по параграфу 91, 92.

Разбивает класс на 5 групп, 4 группы, получают соответствующие задания, 5 группа ищет определение. Работа с книгой. (Приложение 2)

Работают по группам и выделяют лидера для  краткого сообщения

4. Новый материал. Видиофильм «Электрическое поле» (Приложение 5), опыты. (Электростатика)

Объясняет новый материал, подтверждает все  опытами, видиофильмом. Проводит физминутку.

Записывают определения, формулы, смотрят опыты, видиофильм. Физминутка

5. Отработка изученного материала.  Физический диктант, решение задач.

Предлагает решить задачи по формулам  у доски. Диктуется физический диктант. (Приложение 3)

Решение задач у доски.Ответы на диктант, самопроверка

6. Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание

Проставить оценки за работу на уроке. Домашнее  задание. (Приложение 4)

Решение задач по подобию и разобраться с рис. 179, вывод.


План занятия:

I.

Организационный момент. Постановки целей и задач урока

3 мин.

II.

Повторение.  Взаимопроверка                                                                                                        

10 мин.

III.

Получения новых знаний. Эксперименты. Физминутка.

20 мин.

IV.

Этап обобщения и закрепления нового материала. Самопроверка 

7 мин.

V.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

3 мин.

VI.

Рефлексия.

2 мин.

 

I. Организационный момент.   

Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.

II. Повторение.

Тестирование: (Приложение 1)

1. Единица измерения электрических зарядов:

А) А.   Б) Ом. В) Кл.

2. Состав атома:

А)  ядро, нейтрон.  Б) ядро, электрон.  В) ядро, протон.

3. Состав ядра:

А) протон, нейтрон. Б) протон, электрон. В) нейтрон, электрон.

4. От чего зависит количество протонов, нейтронов, электронов:

А) от количества заряда.   Б)  от порядкового №  в таб. Менделеева.

5.  Заряд протона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

6.  Заряд электрона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

7.  Заряд нейтрона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

8.  Сколько видов зарядов существует в природе?

А) 3.  Б) 1.  В) 2.

Заполнить таблицу и сделать взаимопроверку по парам (ответы высвечиваются на экране) 

(в ответах никаких исправлений)

№ п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ответы

В 

Б

А

Б

В

А

Б

В

Оценка тестирования: без  ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, более 4 – 2

III. Новый материал.

Коллективная   работа  учеников. Работа с книгой в группах. (Приложение 2)

Разбиваем класс на 5  групп.

4 группы работают над материалом по § 91, получив карточки  (подготовка краткого материала по взаимодействию электрических зарядов).

 I группа – близкодействия зарядов: – сущность этого взаимодействия,

II группа – суть этого взаимодействия,

III группа – действие на расстоянии: – сущность этого взаимодействия,

IV группа – суть этого взаимодействия,

5 группа (состоящая из слабых учеников) ищет определение «Идеи Фарадея» по § 92.

V группа – идеи Фарадея

После обсуждения от каждой группы выбирается лидер, который коротко освещает вопрос.

Учитель:

Изложение нового материала на основе вышеизложенного коллективного материала.

Что такое электрическое поле и его природа? Свойства электрического поля. Показ видеофильма (Электрическое поле) (Приложение 5),

рис.1

Опыты: (показ наличия и количества заряда на электрометре)

рис.2

(показ образования электрического поля, на эбонитовой палочке и на гильзе и их взаимодействие через это электрическое поле)

рис.3

Напряженность электрического поля: рис.178 (учебника). Е = F/q; Принцип суперпозиции полей: Е = Е1+ Е2+ Е3+ … (определение)

Физминутка:

Все подняли глаза на зеленый лист, который я держу в руке и, не поворачивая головы, проследите за ним глазами.  

Это позволяет снять напряжение с глаз.

4. Отработка изученного материала.

А) Решение задач у доски, параллельно два ученика.

Задачи:

1. q = 2 нКл

F = 0,4 мкН 

 

2. q = 12 мКл

Е = 2 кВ/м

  Е = ?     F = ?

Б) Физический диктант (ответ  без исправлений) (Приложение 3) (самопроверка, ответы высвечиваются на экране)

№ п/п

Вопросы

1.

Как называется заряд, размерами которого можно пренебречь?

2.

Основного закона электростатики, как его называют?

3.

Количественная характеристика электрического поля?

4.

Сколько тел участвует в электризации?

5.

Одинаковые или разные заряды получают тела при трении, и какие?

6.

Как взаимодействуют электрические заряды между собой по идеи Фарадея?

7.

При помощи чего происходит взаимодействие между зарядами по теории близкодействия?

Оценка тестирования: 1 ошибка – 5, 2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, более 4 – 2

№ п/п

Ответы

1.

Точечным зарядом

2.

Закон Кулон

3.

Напряженность

4.

Два тела

5.

Разные заряды («+» и «–»)

6.

Электрическое поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот.

7.

С помощью промежуточных агентов

IV. Подведение итогов, домашнее задание.

Повторение пройденного материала.

  • Электрическое поле – особый вид материи, который существует независимо от нас.
  • Электрическое поле реально – распространяется электромагнитными взаимодействиями, которые имеют конечную скорость.
  • Природа электрического поля:
    • Во-первых, поле материально; оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем;
    • Во-вторых, поле обладает определенными свойствами, которые не позволяют спутать его с чем-либо другим в окружающем нас мире.
  • Количественно-силовая характеристика электрического поля – напряженность.

Оценка учащихся в процессе изучения нового материала. Проставить оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: 

§91-93, рис. 179 – перерисовать, разобрать и сделать  вывод

Задачи:

1. q = 50 нКл

F = 0,5 мкН 

 

2. q = 25 мКл

Е = 4 кВ/м

  Е = ?     F = ?

6. Рефлексия. (Приложение 4) Урок подходит к завершению. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущали себя на этом уроке. Перед каждым из вас находится анкета,  в которой вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. Выбери лицо, отражающее твое эмоциональное состояние после нашего урока. Напиши номер, который тебе подходит.

Урок заканчивается словами: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться” (Русская пословица)

Благодарю вас за работу!