Цели урока:
- образовательная – Ознакомить учащихся с составом, строением и свойствами жиров, их биологическим значением. Дать представление о гидролизе жиров и гидрировании жиров в технике, о решении проблемы замены пищевого сырья в технике не пищевым.
- обучающая - закрепить знания о щелочном гидролизе сложных эфиров
- воспитывающая - сформировать у учащихся понятие о созидательной способности химии, благодаря этому вытекает применение химии в промышленности и в обществе.
Оборудование: презентация: «Жиры. Техническая переработка жиров».
Домашнее задание:
- Э.Е. Нифантьев, Химия - 10, - 5-е изд.М., Мнемоза, 2012, §35; стр. 190 № 4,5
- даем задание учащимся подготовить презентацию по теме: «Ожирение. Причины ожирения у детей», «Чем опасно ожирение. Распространенность ожирения», (по желанию).
Ход урока
Постоянно увеличивается число самостоятельных химических дисциплин. Очень многие классы органических соединений изучаются самостоятельными «химиями» - белки, жиры, углеводы … Этот перечень можно продолжать очень долго. Чем вызвана такая дифференциация? Тем, что накопленный объём информации очень велик, и даже самый одарённых химик не может быть квалифицированным специалистом во всех разделах органической химии. К сожалению, современному школьнику предлагают ознакомиться с этой темой на одном уроке. На изучение темы «Жиры» в 10 классе отводится 1 урок. Именно эта тема является практически направленной, необходимо заинтересовать учащихся, но в тоже время не перегружать огромными химическими уравнениями реакций. Чтобы этот учебный материал был доступен для понимания и легче усваивался учащимися, была выбрана методика изучения новых знаний с использованием компьютерной презентации.
Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, постановка цели урока.
Актуализация знаний: «В химии всё возможно» - такими словами выразил французский химик Ш.А. Вюрц своё восхищение успехами органической химии своего времени.
(Цит. По кН.: Зелинский Н.Д. Собр. Труд. М., 1949, т.2, с.731.)
В химии всё возможно: получение маргарина из подсолнечного масла, получение мыла из животного и растительных жиров. Фантастика или волшебство. Но оказывается это, ни то, ни другое, это уникальные возможности «химии». И сегодня на уроке мы с ними познакомимся.
Изучение нового материала:
- Знакомство с классификацией жиров.
- Изучение строения и номенклатуры твёрдых и жидких жиров.
- Описание физических свойств жиров на примере пальмитинового, стеаринового и олеинового жиров.
- Изучение химических свойств:
- реакции горения (полного окисления)
- реакции щелочного гидролиза (омыления)
- гидрирования жиров (получение твёрдых жиров из жидких)
- Знакомство с применением жиров и роли жиров в организме животных и человека
Заключительное слово учителя. Химия кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос и опускаться на дно океана, создавать вещества и материалы, которых не знала природа. Сегодня мы познакомились с веществами, которые нас, кормя, лечат и даже моют.
Закрепление изученного:
- составить уравнение реакции получения сложного эфира глицерина и стеариновой кислоты,
- написать реакцию гидролиза трипальмитинового глицерида
Список литературы:
- Л. Стрельникова, Из чего всё сделано? Рассказы о веществах; под редакцией Генриха Эрлиха.- М.: Яуза-пресс, 2011.
- Г.Н. Осокина, Изучение химии в 10 классе: Пособие для учителей. Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1079.
- В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова, Выдающиеся химики мира: Биографический справочник; под редакцией проф. В.И. Кузнецова, М., Высш. Шк., 1991.
- Ю. А. Князев, А.В. Картелишев, Ожирение у детей, 2-е изд. – М.; Медицина, 1982.