Урок по химии на тему "Соли аммония"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: соли аммония


Цель урока: развивать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент, продолжить формирование умения участвовать в обсуждении и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки работы в условиях личного контроля. В ходе урока учащиеся расширяют свои представления о физических и химических свойствах особых солей-солей аммония, закрепляют знания о признаках реакций обмена, наблюдая видео-опыты и демонстрационные опыты.

План урока
1. Состав и физические свойства солей аммония
2. Получение
3. Химические свойства: общие и специфические
4. Применение
5. Дом. задание: § 18, дописать УХР в ионном виде (учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

Ход урока

«Незадачливый лаборант»

У начинающего лаборанта приключилась целая серия неудач: поставил он в сушильный шкаф вещество, включил нагрев… приходит, открывает шкаф, а там пустая чашка, вещества как не было.
Что случилось? На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока, изучив тему «Соли аммония и их свойства»
Запись на доске: Li3N, NH3, NH4OH, (NH4+), NO2 (Презентация 1, слайд № 3)
Дать название веществами указать степень окисления азота.
Записываем тему урока на доске (Презентация 1, слайд № 1)

1. Состав и физические свойства солей аммония.
Вспоминаем определение класса солей и формулируем определение солям аммония:
Соли аммония - это сложные вещества, состоящие из иона аммония и ионов кислотных остатков.
Записать: фосфат аммония, хлорид аммония

2. Получение
Проводим опыт «Дым без огня»:
NH3 + HCI => NH4CI
Указать тип реакции и степень окисления азота (соединения, не ОВР)
Ст.ок (N) = -3

3. Химические свойства
А) взаимодействие с солями (демонстрация опыта)
NH4CI + AgNO3 => NH4NO3 + AgCI (осадок)
(NH4)2SO4 + BaCI2 => 2NH4CI + BaSO4 (осадок)
Указываем тип реакции (обмен) и признак реакции (осадок).

Б) Взаимодействие со щелочами (демонстрационный опыт)
NH4CI + NaOH => NH3 + H2O + NaCI

Почему эта реакция называется качественной? (Аммиак обнаруживается по запаху)

В) Разложение солей при нагревании (видеофрагмент Приложение 1, слайд № 6)
NH4CI => NH3 + HCI
NH4HCO3 => NH3 + H2O + CO2

Вывод:
1) соли аммония имеют сходство с другими солями - взаимодействуют с кислотами и щелочами;
2) особое свойство - разложение при нагревании.
Сообщение «Чем надут теннисный мяч?»
Теннисные мячи не надувают, а вводят в них специальные «вздуватели».
«Вздуватели» - это вещества, которые при нагревании разлагаются с образованием газообразных продуктов. В теннисные мячи (заготовки которых в виде двух полусфер изготовлены предварительно и смазаны клеем) кладут таблетки, содержащие смесь нитрита натрия и хлорида аммония. Склеенные половинки мяча помещают в форму для вулканизации и нагревают. Происходит реакция
NaNO2 + NH4CI => NaCI + 2H2O + N2s
Выделившийся азот создает в мяче повышенное давление.
Закрепление пройденного.

Задание 1: найти ошибку в записи УХР (Презентация 1, слайд № 9)
(NH4)2SO4 + 2KOH =>t 2NH4OH + K2SO4

2NH4+ + SO42- + 2K+ + 2OH- => 2NH4+ + 2OH- + 2K+ + SO42-

Задание 2: Установите соответствие формул веществ и возможных реагентов к ним

a) NH4CL
b) NaCL
1. to
2. Ca(OH)2
3. HCL
4. AgNO3

4. Применение (Презентация 1, слайд № 8)
1. Удобрения
2. Для пайки металлов:
4 CuO + 2NH4CI =>t 4H2O + N2 + CuCI2 + 3Cu
3. Взрывчатые вещества:
2NH4NO3 => 4H2O + N2 + O2 +Q
4. Пищевая промышленность: NH4HCO3

5. Задание на дом (по таблице «Применение»):
Для п.1 найти массовую долю азота в удобрениях NaNO3 и NH4NO3.
Для п.2 и п.4 составить электронный баланс.

Приложение1

Приложение2