Целью данного мероприятия является воспитание у учеников начальной школы добрых чувств, человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей; формирование понимания того, что это и есть человеческое счастье.
Оформление: плакаты с высказываниями о доброте, пословицы, цветок доброты, фонограммы детских песен, улыбка, цветы у каждого ученика с написанными на них качествами доброго человека, костюмы для инсценировки.
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Ученики:
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.Это качество
в сердце у многих живет
И о боли других
позабыть не дает.
И оно поважней,
чем лица красота.
Догадались, что это?..
Сердец доброта!
Ведущий. Столетиями люди воспитывали в себе доброту и милосердие для того, чтобы им было легче жить и общаться, чтобы это общение приносило им радость. Доброта… какое старое слово.
– А как вы думаете, что такое доброта?
Ведущий. В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется как “отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Прочитайте, что о доброте говорили Л. Толстой и В. Розов.
(Ученики читают надписи на плакатах.)
“Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное”
“Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид”
Ведущий. Доброта, прежде всего, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Каждый человек должен заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется вся ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, цветок за цветком, мы создадим этот сад.
1-й цветок “Где спряталось добро?”.
Ведущий. Пусть этот цветок будет первым в нашем саду. Он поможет нам найти и вспомнить слова, в которых спряталось добро.
(Ответы детей с объяснением значения слова: добронравный, доброжелательный, добродушный, добродетельный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный.) На доске появляется первый цветок. Вверху слова А. Грина “Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели”.
2-й цветок “Пословицы о добре”.
Ведущий. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Задание: я показываю вам карточки с началом пословицы, а вы должны их закончить и объяснить их смысл.
На добрый привет… Про доброе дело … Жизнь дана … Учись доброму -… Спасибо – великое… От добра … |
Добрый ответ Говори смело Добрые дела Дурное на ум не пойдет Дело Добра не ищут |
Дети называют свои пословицы. На доске появляется второй цветок.
3-й цветок “Улыбка доброты”.
Ведущий. Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с вами, словно улыбкой, своей добротой. К нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Поэтому я хочу, чтобы все подружились сней. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок снова передает улыбку мне. (Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”)
На доске появляется третий цветок.
4-й цветок “Добрые поступки”.
Ученики читают стихотворение М. Садовского “Доброе сердце”.
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.– Ну что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка...Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:– Ну, что ж, – она сказала, – пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка...Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка...Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.Сказала мама: – Пусть живут
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место!
Ведущий. Давайте чаще совершать добрые поступки. Ведь это совсем нетрудно.
1) Чтение стихотворений.
1-й ученик:
Достается недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
2-й ученик:
Этой мерой измеряется
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
3-й ученик:
Может, строишь ракету
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом.
4-й ученик:
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Ведущий.
–Какие пословицы можно отнести к этим стихотворениям?
(Жизнь дана на добрые дела. Добрые дела красят человека.)
На доске появляется четвертый цветок.
Ученики исполняют песню “Доброта” на сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка.
5-й цветок “Цветок дружбы”.
Ученики инсценируют стихотворение “Подружки” А. Л. Барто.
На доске появляется пятый цветок.
6-й цветок “Вежливые слова”.
Ведущий. Ребята, а какие слова могут обидеть человека?
– Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. А доброта неотделима от вежливости. Добрый человек не может быть невежливым.
Ученики инсценируют стихотворение “Вежливое слово” Эммы Мошковской.
Ведущий.
– Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
(Дети выходят и прикрепляют на доску цветы, на которых написаны качества доброго человека. Задание выполнялось заранее.)
– Какая чудесная получилась цветочная поляна. Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества: это … .
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами. Спешите делать добро!