Конкурс "Путешествие к звездам"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (864 кБ)


Класс: 4.

Цели:

Обучающий аспект:

  • закрепить знания по фонетике, составе слова, синтаксисе, пунктуации, орфоэпических нормах;
  • закрепить знания по теме окружающего мира «Земля и человечество»;
  • применить знания в нестандартной ситуации;

Развивающий аспект:

  • развивать речь, обогащая её словарный запас;
  • развивать мыслительные операции;
  • развивать воображение;

Воспитательный аспект:

  • способствовать формированию навыков совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование: сценарий, презентация, лист оценивания для жюри (Приложение 1), задания для команд.

Интернет-ресурс:

  1. Идея «Космического алфавита» заимствована из документа: myastronomy.ru/PAGE/Lesson/spaceabc.rtf‎;
  2. allforchildren.ru/rebus/rebus12.php;
  3. kubankosmos.wordpress.com
  4. www.tsiolkovsky.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=91
  5. www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-solnechnaya_sistema_planety.html
  6. www.prao.ru/Constellations/mif/kozerog.html

Ход конкурса

Ведущий: Уважаемые 4-классники. Какой праздник мы с вами отмечаем на этой неделе? (День Космонавтики).

И сегодня мы с вами проводим конкурс, который тоже посвящён этому замечательному событию, и называется он « Путешествие к звёздам».

Слайд1.

Придумайте, пожалуйста, названия своим космическим кораблям, выберите капитана.

Представьте свою команду.

Итак, отправляемся в космос.

Первый конкурс называется «Космический алфавит».

Слайд 2.

1 задание. «Космический алфавит»

Задание даётся по группам. Каждой группе нужно отгадать слова, где первой буквой отгадки будет буква алфавита, записанная на карточке.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл-звёздочку.

(Максимальное количество баллов – 4).

1 группа

А – человек, совершающий полёт, синоним слову космонавт (Астронавт)

Б – первый и крупнейший в мире космодром (Байконур)

В – так назывался корабль первого космонавта Ю.А.Гагарина. ( «Восток»)

Г – гигантская система, состоящая из Солнца, звёзд и планет. (Галактика)

2 группа

И – окно космического корабля (Иллюминатор)

К – малые тела Солнечной системы, названия которых можно перевести, как «косматые звёзды» (Кометы)

Л – спутник Земли (Луна)

М – космическая станция, проработавшая на околоземной орбите более пятнадцати лет (“Мир”)

3 группа

Н – состояние необыкновенной легкости, которое наступает при полете в ракете или космическом корабле с первой космической скоростью. (Невесомость)

О – космическая «дорога» кораблей, спутников, ракет (Орбита)

П – яркая звезда в созвездии Малой Медведицы (Полярная)

Р – летательный аппарат, название которого переводиться с итальянского языка как маленькое веретено (Ракета)

4 группа

С – самая близкая к нашей планете звезда (Солнце)

Т – «Глаза» астрономов, с помощью которых они видят очень далекие звезды и планеты (Телескоп)

Ц – ученый – автор проекта космической ракеты (Циолковский)

Ю – самая большая планета Солнечной системы (Юпитер)

Проверка и подведение итогов 1 задания.

Слайд 3.

Слайд 4.

Ведущий. В следующем задании в космический алфавит попало слово, которое не имеет отношение к космосу.

2 задание.  «Третий лишний»

Слайд 5.

Разгадайте ребусы и найдите это лишнее слово.

Задание оценивается в 1 балл – звёздочку.


Астероид


Планета


Лестница

Проверка и подведение итогов 2 задания.

Слайд 6.

Ведущий. Звёздное небо во все времена являлось предметом изучения. В связи с этим развивались многие области науки, техники, культуры. Благодаря такому развитию, язык постоянно пополняется новыми словами, чтобы обозначать новые предметы, явления и понятия. Очень часто это бывают слова, пришедшие к нам из других языков.

И наш третий конкурс будет посвящён таким словам.

3 задание. «Сложные слова»

Слайд 7.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл-звёздочку.

(Максимальное количество баллов – 3)

Запишите сложное слово(состоящее из двух корней),которое переводится с греческого языка как…

НАПРИМЕР: Вселенная + Место для бега = Космодром

Далеко + Смотреть (телескоп)

Вселенная + Моряк (космонавт)

Звезда + Закон (Обычай) (астроном, астрономия)

Проверка и подведение итогов 3 задания.

Слайд 8.

Слайд 9.

Ведущий. Перед вами три портрета. Кто эти люди?

  1. Циалковский Константин Эдуардович (17.09. 1857 – 19.09.1935) – российский и советский учёный-самоучка, исследователь. Придумал проект многоступенчатой ракеты. Исследовал законы природы, с помощью которых самолёты и ракеты могут летать.
  2. Королёв Сергей Павлович ( 12.01.1907 – 14 .01.1966) – советский учёный, конструктор создателем советской ракетно-космической техники.
  3. Гагарин Юрий Алексеевич (9 марта 1934 – 27 марта 1968 ) – советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза.

Ведущий. Это задание тоже будет связано с именами исследователей космоса.

4 задание. «Цитаты о космосе»

Слайд 10.

В цитатах необходимо расставить знаки препинания. Определить, кому принадлежат эти слова.

Правильно расставленные знаки препинания в каждой цитате оцениваются по 1 баллу-звёздочке. Правильность определения автора – по 1 балл.

(Максимальное количество баллов – 6)

Приложение 2.

Проверка и подведение итогов 4 задания.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Ведущий. Юрию Гагарину принадлежат ещё и такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

И следующий конкурс будет о планете, на которой мы живём, о Земле.

5 задание. «Пословица недаром молвится»

Слайд 14.

Собери две пословицу.

Задание оценивается в 1 балл-звёздочку.

землю родимую, мать
береги как любимую

Проверка и подведение итогов 5 задания.

Слайд 14.

Ведущий. Сколько планет, кроме Земли, находится в солнечной системе? (8)

Про некоторые планеты я предлагаю вам отгадать загадки.

6 задание. «Я загадку отгадаю…»

Слайд 15.

Для того, чтобы их разгадать, нужно сначала расшифровать текст загадки.

Каждая загадка оценивается в 1 балл-звёздочку.

Каждая отгадка оценивается в 1 балл-звёздочку.

(Максимальное количество баллов – 2)

1 группа
Атергосмокшынлосйовреп   Крохотулечка – планета
атеналп-акчелутохорк   Первой Солнышком согрета,
[иправорнаготнан'эй   И проворна – год на ней
вос'эмд'ис'атвос'им'дн'эй]   Восемьдесят восемь дней.
  (Меркурий)
2 группа
[тол'касонцэилуна   Только Солнце и Луна
вн'эб'эйарч'эч'эмана]   В небе ярче, чем она.
Утенеметсисйонченлосв   Да и горячей планеты
ытеналпйечярогиад   В Солнечной системе нету.
  (Венера)
3группа
Себенсиинломтечем   Великан-тяжеловес
севолежят-накилев   Мечет молнии с небес,
[паласатонсловнакошка   Полосат он, словно кошка,
жал'худ'эйэтпан'имношку]   Жаль худеет понемножку.
  (Юпитер)
4 группа
[пышный'газавый' г'игант   Пышный газовый гигант,
братй'уп'ит'ираифрант]   Брат Юпитера и франт.
Илыпиадьлозиацьлок   Любит он, чтоб рядом были
илыбмодярботчнотибюл   Кольца изо льда и пыли.
  (Сатурн)

Проверка и подведение итогов 6 задания.

Слайд 16.

Ведущий. Ночью в безоблачную погоду на небе можно увидеть множество звёзд. Ещё в глубокой древности люди видели во взаимном расположении звёзд некоторую систему и группировали их в созвездия. Сейчас на небе 88 созвездий, 47 из них известны из мифологии Древней Греции. У многих созвездий есть своя легенда о том, как оно появилось на небе.

Например:

В мифологии имеется совсем краткое упоминание о созвездии Козерога. Произошел Козерог от Эпиана. Он вырос вместе с Зевсом на острове Крит неподалеку от горы Ида и был воспитан вместе с ним. Когда Зевс начал борьбу против своего отца Кроноса, чтобы захватить власть над Небом и Землей, Козерог помогал ему. Став властелином мира, Зевс не забыл Козерога. Чтобы отблагодарить его, он превратил Козерога в созвездие и оставил его на небе. Так появилось созвездие Козерога, сияющее на небе вместе с другими зодиакальными созвездиями.

7 задание. «Новое созвездие»

Слайд 17.

В течение игры вы собирали баллы – звёздочки. В нашем последнем конкурсе я предлагаю вам придумать своё созвездие, расположить свои звёзды в необходимом порядке на листе бумаги и придумать небольшую легенду о появлении этого созвездия на небе.

Оценивается оригинальность названия – 1 балл, расположение звёзд – 1 балл, соответствие легенды его названию, жанру – 2 балла, презентация работы – 1 балл.

(Максимальное количество баллов – 5)

Подведение итогов. Выступление жюри.

Слайд 18.