Класс: 4.
Цели:
Обучающий аспект:
- закрепить знания по фонетике, составе слова, синтаксисе, пунктуации, орфоэпических нормах;
- закрепить знания по теме окружающего мира «Земля и человечество»;
- применить знания в нестандартной ситуации;
Развивающий аспект:
- развивать речь, обогащая её словарный запас;
- развивать мыслительные операции;
- развивать воображение;
Воспитательный аспект:
- способствовать формированию навыков совместной деятельности;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Оборудование: сценарий, презентация, лист оценивания для жюри (Приложение 1), задания для команд.
Интернет-ресурс:
- Идея «Космического алфавита» заимствована из документа: myastronomy.ru/PAGE/Lesson/spaceabc.rtf;
- allforchildren.ru/rebus/rebus12.php;
- kubankosmos.wordpress.com
- www.tsiolkovsky.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=91
- www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-solnechnaya_sistema_planety.html
- www.prao.ru/Constellations/mif/kozerog.html
Ход конкурса
Ведущий: Уважаемые 4-классники. Какой праздник мы с вами отмечаем на этой неделе? (День Космонавтики).
И сегодня мы с вами проводим конкурс, который тоже посвящён этому замечательному событию, и называется он « Путешествие к звёздам».
Слайд1.
Придумайте, пожалуйста, названия своим космическим кораблям, выберите капитана.
Представьте свою команду.
Итак, отправляемся в космос.
Первый конкурс называется «Космический алфавит».
Слайд 2.
1 задание. «Космический алфавит»
Задание даётся по группам. Каждой группе нужно отгадать слова, где первой буквой отгадки будет буква алфавита, записанная на карточке.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл-звёздочку.
(Максимальное количество баллов – 4).
1 группа
А – человек, совершающий полёт, синоним слову космонавт (Астронавт)
Б – первый и крупнейший в мире космодром (Байконур)
В – так назывался корабль первого космонавта Ю.А.Гагарина. ( «Восток»)
Г – гигантская система, состоящая из Солнца, звёзд и планет. (Галактика)
2 группа
И – окно космического корабля (Иллюминатор)
К – малые тела Солнечной системы, названия которых можно перевести, как «косматые звёзды» (Кометы)
Л – спутник Земли (Луна)
М – космическая станция, проработавшая на околоземной орбите более пятнадцати лет (“Мир”)
3 группа
Н – состояние необыкновенной легкости, которое наступает при полете в ракете или космическом корабле с первой космической скоростью. (Невесомость)
О – космическая «дорога» кораблей, спутников, ракет (Орбита)
П – яркая звезда в созвездии Малой Медведицы (Полярная)
Р – летательный аппарат, название которого переводиться с итальянского языка как маленькое веретено (Ракета)
4 группа
С – самая близкая к нашей планете звезда (Солнце)
Т – «Глаза» астрономов, с помощью которых они видят очень далекие звезды и планеты (Телескоп)
Ц – ученый – автор проекта космической ракеты (Циолковский)
Ю – самая большая планета Солнечной системы (Юпитер)
Проверка и подведение итогов 1 задания.
Слайд 3.
Слайд 4.
Ведущий. В следующем задании в космический алфавит попало слово, которое не имеет отношение к космосу.
2 задание. «Третий лишний»
Слайд 5.
Разгадайте ребусы и найдите это лишнее слово.
Задание оценивается в 1 балл – звёздочку.
Астероид
Планета
Лестница
Проверка и подведение итогов 2 задания.
Слайд 6.
Ведущий. Звёздное небо во все времена являлось предметом изучения. В связи с этим развивались многие области науки, техники, культуры. Благодаря такому развитию, язык постоянно пополняется новыми словами, чтобы обозначать новые предметы, явления и понятия. Очень часто это бывают слова, пришедшие к нам из других языков.
И наш третий конкурс будет посвящён таким словам.
3 задание. «Сложные слова»
Слайд 7.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл-звёздочку.
(Максимальное количество баллов – 3)
Запишите сложное слово(состоящее из двух корней),которое переводится с греческого языка как…
НАПРИМЕР: Вселенная + Место для бега = Космодром
Далеко + Смотреть (телескоп)
Вселенная + Моряк (космонавт)
Звезда + Закон (Обычай) (астроном, астрономия)
Проверка и подведение итогов 3 задания.
Слайд 8.
Слайд 9.
Ведущий. Перед вами три портрета. Кто эти люди?
- Циалковский Константин Эдуардович (17.09. 1857 – 19.09.1935) – российский и советский учёный-самоучка, исследователь. Придумал проект многоступенчатой ракеты. Исследовал законы природы, с помощью которых самолёты и ракеты могут летать.
- Королёв Сергей Павлович ( 12.01.1907 – 14 .01.1966) – советский учёный, конструктор создателем советской ракетно-космической техники.
- Гагарин Юрий Алексеевич (9 марта 1934 – 27 марта 1968 ) – советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза.
Ведущий. Это задание тоже будет связано с именами исследователей космоса.
4 задание. «Цитаты о космосе»
Слайд 10.
В цитатах необходимо расставить знаки препинания. Определить, кому принадлежат эти слова.
Правильно расставленные знаки препинания в каждой цитате оцениваются по 1 баллу-звёздочке. Правильность определения автора – по 1 балл.
(Максимальное количество баллов – 6)
Проверка и подведение итогов 4 задания.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Ведущий. Юрию Гагарину принадлежат ещё и такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
И следующий конкурс будет о планете, на которой мы живём, о Земле.
5 задание. «Пословица недаром молвится»
Слайд 14.
Собери две пословицу.
Задание оценивается в 1 балл-звёздочку.
землю | родимую, | мать |
береги | как | любимую |
Проверка и подведение итогов 5 задания.
Слайд 14.
Ведущий. Сколько планет, кроме Земли, находится в солнечной системе? (8)
Про некоторые планеты я предлагаю вам отгадать загадки.
6 задание. «Я загадку отгадаю…»
Слайд 15.
Для того, чтобы их разгадать, нужно сначала расшифровать текст загадки.
Каждая загадка оценивается в 1 балл-звёздочку.
Каждая отгадка оценивается в 1 балл-звёздочку.
(Максимальное количество баллов – 2)
1 группа | ||
Атергосмокшынлосйовреп | Крохотулечка – планета | |
атеналп-акчелутохорк | Первой Солнышком согрета, | |
[иправорнаготнан'эй | И проворна – год на ней | |
вос'эмд'ис'атвос'им'дн'эй] | Восемьдесят восемь дней. | |
(Меркурий) | ||
2 группа | ||
[тол'касонцэилуна | Только Солнце и Луна | |
вн'эб'эйарч'эч'эмана] | В небе ярче, чем она. | |
Утенеметсисйонченлосв | Да и горячей планеты | |
ытеналпйечярогиад | В Солнечной системе нету. | |
(Венера) | ||
3группа | ||
Себенсиинломтечем | Великан-тяжеловес | |
севолежят-накилев | Мечет молнии с небес, | |
[паласатонсловнакошка | Полосат он, словно кошка, | |
жал'худ'эйэтпан'имношку] | Жаль худеет понемножку. | |
(Юпитер) | ||
4 группа | ||
[пышный'газавый' г'игант | Пышный газовый гигант, | |
братй'уп'ит'ираифрант] | Брат Юпитера и франт. | |
Илыпиадьлозиацьлок | Любит он, чтоб рядом были | |
илыбмодярботчнотибюл | Кольца изо льда и пыли. | |
(Сатурн) |
Проверка и подведение итогов 6 задания.
Слайд 16.
Ведущий. Ночью в безоблачную погоду на небе можно увидеть множество звёзд. Ещё в глубокой древности люди видели во взаимном расположении звёзд некоторую систему и группировали их в созвездия. Сейчас на небе 88 созвездий, 47 из них известны из мифологии Древней Греции. У многих созвездий есть своя легенда о том, как оно появилось на небе.
Например:
В мифологии имеется совсем краткое упоминание о созвездии Козерога. Произошел Козерог от Эпиана. Он вырос вместе с Зевсом на острове Крит неподалеку от горы Ида и был воспитан вместе с ним. Когда Зевс начал борьбу против своего отца Кроноса, чтобы захватить власть над Небом и Землей, Козерог помогал ему. Став властелином мира, Зевс не забыл Козерога. Чтобы отблагодарить его, он превратил Козерога в созвездие и оставил его на небе. Так появилось созвездие Козерога, сияющее на небе вместе с другими зодиакальными созвездиями.
7 задание. «Новое созвездие»
Слайд 17.
В течение игры вы собирали баллы – звёздочки. В нашем последнем конкурсе я предлагаю вам придумать своё созвездие, расположить свои звёзды в необходимом порядке на листе бумаги и придумать небольшую легенду о появлении этого созвездия на небе.
Оценивается оригинальность названия – 1 балл, расположение звёзд – 1 балл, соответствие легенды его названию, жанру – 2 балла, презентация работы – 1 балл.
(Максимальное количество баллов – 5)
Подведение итогов. Выступление жюри.
Слайд 18.