Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Предлагаемая работа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучить тему урока, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника, интегрировать арифметический и геометрический материал. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о единицах измерения длины.
В уроке-презентации используются различные виды заданий:
- устные вычисления таблицы умножения и деления;
- чтение, запись и сравнение значения величины площади, перевод одной единицы площади в другую;
- решение задач изученных видов;
- вычисление площади, периметра прямоугольника (квадрата).
Данная презентация направлена на формирование следующих УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- применять полученные знания, умения, навыки на практике, оценивать правильность её выполнения;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- учиться рассуждать и делать выводы.
Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить материал по данной теме урока, так как пополнен новыми упражнениями из системы развивающего обучения.
Цели: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади - квадратным метром.
Задачи:
- совершенствовать умение решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- учить читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), переводить одни единицы площади в другие;
- закреплять знание таблицы умножения и деления;
- учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование: презентация по теме урока и мультимедийный проектор.
Ход урока
(слайд 1)
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
1. Устный счёт
(слайд 2)
Учащиеся решают цепочки примеров.
(слайд 3)
(слайд 4)
Учитель: Какие это единицы измерения?
Ученик: Единицы измерения длины.
Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?
- 6 см 2 мм … 62 мм
- 4 м 3 дм … 44 дм
(слайд 5)
Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?
- 2 см 7 мм + 1 см … 3 см 2 мм + 5 мм
- 5 м 5 дм - 2 м … 3 м 40 см - 5 см
(слайд 6)
Учитель: Маша выполнила измерения у себя дома и записала результаты. Найдите и исправьте две ошибки.
Ширина двери 80 см, высота двери 2 дм, высота стиральной машины 8 дм, высота стола 7 дм 8 см, ширина телевизора 5 м 4 см, длина кровати 1 м 94 см, высота книжной полки 32 см, длина книжной полки 1 м, ширина холодильника 58 см.
Ученик: Маша не правильно записала высоту двери и ширину телевизора.
(слайд 7)
Игра «Знак действия»
III. Самоопределение к деятельности.
(слайд 8)
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Стали мерки строго в ряд,
Будто бы солдатики-
Ровные квадратики.
Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь пенала?
Ученик: Площадь пенала удобно измерить меркой квадратный сантиметр.
Учитель: Что мы ещё можем, измерим с помощью мерки 1квадратный сантиметр?
Ученик: Площадь тетради, блокнота.
Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь коврика?
Ученик: Площадь коврика удобно измерить меркой квадратный дециметр.
Учитель: Что ещё удобно измерять с помощью мерки 1 квадратный дециметр?
Ученик: Площадь стола, площадь доски.
Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь комнаты? Кто догадался, как назовём новую мерку?
Ученик: Квадратный метр.
Учитель: Что удобно измерять такой меркой?
Ученик: Площадь сада, огорода, т.е. большие площади.
Учитель: Сегодня на уроке мы:
- познакомимся с ещё одной единицей площади - квадратным метром;
- научимся переводить её в другие единицы площади и сравнивать их;
- будем решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата).
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с новой меркой
(слайд 9)
Учитель: Что такое 1 квадратный метр?
Ученик: Квадрат со стороной 1метр.
Учитель: Слова квадратный метр при числах записывают так: 5 м2, 9 м2, 20 м2.
Учитель: Вспомните, сколько квадратных сантиметров в 1 дм2?
Ученик: 1 дм2 = 100 см2
(слайд 10)
Учитель: Установим соотношения между дм2 и м2. Так как квадрат со стороной 1 м можно разбить на 10 полосок в каждой из которых по 10 дм2, то всего в м2 10 десятков или сотня дм2. Значит:
1 м2 = 100 дм2
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
(слайд 11)
Выразите:
2 м2 = …дм2
4 м2 = …дм2
8 м2 = …дм2
(слайд 12)
Выразите:700 дм2 =…м2
300 дм2 = …м2
900 дм2 = …м2
(слайд 13)
Учитель: В первой строке вы видите 3 линейные величины. Разгадай правило, по которому записан первый ряд величин и продолжите его. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнивать?
Ученик: Перевести все величины в единую единицу измерения, т.е. сантиметры.
Учитель: Как стоят величины?
Ученик: В порядке убывания.
Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?
Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 7 сантиметров. Значит 78 см надо уменьшить на 7 см, будет 71 см или 7 дм 1 см
Учитель: Во второй строке записаны единицы площади. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнить?
Ученик: Перевести 1 дм2 в см2
Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?
Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 10 см2. Значит, следующая единица будет 70 см2
2. Практическая работа
(слайд 14)
Учитель: При измерении площади дома, комнаты, сада, огорода используется мерка 1 м2 Большие площади комнат, квартир на бумаге изображают в уменьшенном виде.
На слайде изображен план дачного участка, на котором за квадрат площадью 1 м2 условно принята 1 клетка. Как можно найти площадь дома?
Ученик: Посчитать, сколько клеточек закрашено голубым цветом, или найти длину, ширину и умножить длину на ширину.
Учитель: Давайте найдём по плану площадь дома.
Ученик: Длина дома на плане – 9 клеточек, значит 9 метров
Ширина дома на плане – 6 клеточек, значит 6метров. Дом имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь дома равна 54 м2
Учитель: Давайте найдём по плану площадь сада.
Ученик: Длина сада на плане – 8 клеточек, значит 8 метров
Ширина сада на плане – 5 клеточек, значит 5 метров. Сад имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь сада равна 40 м2
Учитель: Давайте найдём по плану площадь огорода.
Ученик: Длина огорода на плане – 6 клеточек, значит 6 метров
Ширина огорода на плане – 2 клеточек, значит 2 метра. Огород имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину. Площадь огорода равна 12 м2
3. Работа в парах
(слайд 15)
Проверка работы в парах.
VII. Рефлексия.
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.
(слайд 16)
(слайд 17)
Учитель: Расставьте единицы площади в порядке возрастания.
Учитель: Дополните единицы измерения.
Удобно вычислять площадь стадиона в ________, площадь книги в _______, площадь стола в ______,площадь почтовой марки в ______, площадь классной комнаты в ______, площадь экрана компьютера в _________, площадь садового участка в ________, площадь классной доски в _______,площадь тетради в _________.
(Слайд 18)
Учитель: Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
- Какие цели мы ставили сегодня на уроке?
- Какое задание сегодня было самым интересным?
- Что осталось непонятным?
Литература:
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Тесты по математике» к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (3 класс);
- Т.Н. Ситникова, И.Н. Яценко «Поурочные разработки по математике» (3 класс);
- Е.Э. Кочурова Математика «Величины»;
- Ю.А. Гребнева «Тетрадь-практикум по математике для 2-3 классов».