Квадратный метр

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Предлагаемая работа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучить тему урока, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника, интегрировать арифметический и геометрический материал. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о единицах измерения длины.

В уроке-презентации используются различные виды заданий:

  • устные вычисления таблицы умножения и деления;
  • чтение, запись и сравнение значения величины площади, перевод одной единицы площади в другую;
  • решение задач изученных видов;
  • вычисление площади, периметра прямоугольника (квадрата).

Данная презентация направлена на формирование следующих УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять полученные знания, умения, навыки на практике, оценивать правильность её выполнения;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • учиться рассуждать и делать выводы.

Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить материал по данной теме урока, так как пополнен новыми упражнениями из системы развивающего обучения.

Цели: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади - квадратным метром.

Задачи:

  • совершенствовать умение решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • учить читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), переводить одни единицы площади в другие;
  • закреплять знание таблицы умножения и деления;
  • учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: презентация по теме урока и мультимедийный проектор.

Ход урока

(слайд 1)

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

1. Устный счёт

(слайд 2)

Учащиеся решают цепочки примеров.

(слайд 3)

(слайд 4)

Учитель: Какие это единицы измерения?

Ученик: Единицы измерения длины.

Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?

  • 6 см 2 мм … 62 мм
  • 4 м 3 дм … 44 дм

(слайд 5)

Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?

  • 2 см 7 мм + 1 см … 3 см 2 мм + 5 мм
  • 5 м 5 дм - 2 м … 3 м 40 см - 5 см

(слайд 6)

Учитель: Маша выполнила измерения у себя дома и записала результаты. Найдите и исправьте две ошибки.

Ширина двери 80 см, высота двери 2 дм, высота стиральной машины 8 дм, высота стола 7 дм 8 см, ширина телевизора 5 м 4 см, длина кровати 1 м 94 см, высота книжной полки 32 см, длина книжной полки 1 м, ширина холодильника 58 см.

Ученик: Маша не правильно записала высоту двери и ширину телевизора.

(слайд 7)

Игра «Знак действия»

III. Самоопределение к деятельности.

(слайд 8)

Как измерить площадь?
Нет задачи проще!


Стали мерки строго в ряд,
Будто бы солдатики-
Ровные квадратики.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь пенала?

Ученик: Площадь пенала удобно измерить меркой квадратный сантиметр.

Учитель: Что мы ещё можем, измерим с помощью мерки 1квадратный сантиметр?

Ученик: Площадь тетради, блокнота.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь коврика?

Ученик: Площадь коврика удобно измерить меркой квадратный дециметр.

Учитель: Что ещё удобно измерять с помощью мерки 1 квадратный дециметр?

Ученик: Площадь стола, площадь доски.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь комнаты? Кто догадался, как назовём новую мерку?

Ученик: Квадратный метр.

Учитель: Что удобно измерять такой меркой?

Ученик: Площадь сада, огорода, т.е. большие площади.

Учитель: Сегодня на уроке мы:

  • познакомимся с ещё одной единицей площади - квадратным метром;
  • научимся переводить её в другие единицы площади и сравнивать их;
  • будем решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата).

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с новой меркой

(слайд 9)

Учитель: Что такое 1 квадратный метр?

Ученик: Квадрат со стороной 1метр.

Учитель: Слова квадратный метр при числах записывают так: 5 м2, 9 м2, 20 м2.

Учитель: Вспомните, сколько квадратных сантиметров в 1 дм2?

Ученик: 1 дм2 = 100 см2

(слайд 10)

Учитель: Установим соотношения между дм2 и м2. Так как квадрат со стороной 1 м можно разбить на 10 полосок в каждой из которых по 10 дм2, то всего в м2 10 десятков или сотня дм2. Значит:

1 м2 = 100 дм2

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

(слайд 11)

Выразите:

2 м2 = …дм2

4 м2 = …дм2

8 м2 = …дм2

(слайд 12)

Выразите:

700 дм2 =…м2

300 дм2 = …м2

900 дм2 = …м2

(слайд 13)

Учитель: В первой строке вы видите 3 линейные величины. Разгадай правило, по которому записан первый ряд величин и продолжите его. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнивать?

Ученик: Перевести все величины в единую единицу измерения, т.е. сантиметры.

Учитель: Как стоят величины?

Ученик: В порядке убывания.

Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?

Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 7 сантиметров. Значит 78 см надо уменьшить на 7 см, будет 71 см или 7 дм 1 см

Учитель: Во второй строке записаны единицы площади. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнить?

Ученик: Перевести 1 дм2 в см2

Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?

Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 10 см2. Значит, следующая единица будет 70 см2

2. Практическая работа

(слайд 14)

Учитель: При измерении площади дома, комнаты, сада, огорода используется мерка 1 м2 Большие площади комнат, квартир на бумаге изображают в уменьшенном виде.

На слайде изображен план дачного участка, на котором за квадрат площадью 1 м2 условно принята 1 клетка. Как можно найти площадь дома?

Ученик: Посчитать, сколько клеточек закрашено голубым цветом, или найти длину, ширину и умножить длину на ширину.

Учитель: Давайте найдём по плану площадь дома.

Ученик: Длина дома на плане – 9 клеточек, значит 9 метров

Ширина дома на плане – 6 клеточек, значит 6метров. Дом имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь дома равна 54 м2

Учитель: Давайте найдём по плану площадь сада.

Ученик: Длина сада на плане – 8 клеточек, значит 8 метров

Ширина сада на плане – 5 клеточек, значит 5 метров. Сад имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь сада равна 40 м2

Учитель: Давайте найдём по плану площадь огорода.

Ученик: Длина огорода на плане – 6 клеточек, значит 6 метров

Ширина огорода на плане – 2 клеточек, значит 2 метра. Огород имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину. Площадь огорода равна 12 м2

3. Работа в парах

(слайд 15)

Проверка работы в парах.

VII. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.

(слайд 16)

(слайд 17)

Учитель: Расставьте единицы площади в порядке возрастания.

Учитель: Дополните единицы измерения.

Удобно вычислять площадь стадиона в ________, площадь книги в _______, площадь стола в ______,площадь почтовой марки в ______, площадь классной комнаты в ______, площадь экрана компьютера в _________, площадь садового участка в ________, площадь классной доски в _______,площадь тетради в _________.

(Слайд 18)

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

  • Какие цели мы ставили сегодня на уроке?
  • Какое задание сегодня было самым интересным?
  • Что осталось непонятным?

Литература:

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Тесты по математике» к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (3 класс);
  2. Т.Н. Ситникова, И.Н. Яценко «Поурочные разработки по математике» (3 класс);
  3. Е.Э. Кочурова Математика «Величины»;
  4. Ю.А. Гребнева «Тетрадь-практикум по математике для 2-3 классов».