Внеурочная деятельность по предмету является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. При правильной организации она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
При этом преимуществом внеурочной организации педагогического процесса является занимательность и разнообразие форм организации познавательной деятельности учащихся.
Основными целями внеурочной деятельности по предмету «Математика» являются:
- закрепление, углубление и расширение знаний и умений по математике;
- содействие развитию математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- привитие интереса учащимся к изучению математики;
- создание условий для развития познавательной сферы школьников (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
Практика показывает, что для достижения указанных целей недостаточно проводить отдельные эпизодические мероприятия, в связи с чем необходима продуманная система всей внеклассной работы по математике.
Представленное занятие является одним из цикла развивающих занятий для учащихся 1 класса в рамках внеурочной деятельности по математике.
Организация же подобной работы в рамках системно-деятельностного подхода помимо воспитательных и развивающих задач позволяет также решать задачу формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и общеучебных познавательных и логических УУД).
Представленное в приложениях к статье занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1):
Технологическая карта занятия
Этап занятия, его цель | Действия педагога | Дидактический материал | Действия учащихся | Формируемые на данном этапе УУД |
Цель занятия: Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся 1 класса посредством включения их в решение занимательных математических задач.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».
- Закрепление навыков счета в пределах 10.
- Отработка умения решать логические задачи.
- Знакомство с биографией и отдельными высказываниями русского ученого Ломоносова М.В.
Развивающие:
- Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
- Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).
Воспитательные:
- Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.
- Создание условий для формирования познавательного интереса.
Адресат: учащиеся 1 класса.
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация (с включенным в нее видеофрагмента о Ломоносове М.В.), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор, аудиоколонки), раздаточный материал для учащихся и другой наглядный материал (Приложение 2), ручки.
Источники литературы и Интернет - ресурсов:
- Жикалкина Т.К. Математика. Учебник – тетрадь №3 для 1 класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1993.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. М., РОСТ, 2012.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Методическое пособие, 1 класс. М., РОСТ, 2012.
- Галиуллина Е.Н. Математический КВН // Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М., Начальная школа, 2004.
- Шевцова С.А. Дидактическая игра по математике «ФУТБОЛ» // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru»: режим прямого доступа -nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/didakticheskaya-igra-futbol
- Жаворонкова Ю.А. Видеопрезентация «Ломоносов М.В.» // Видеохостинг «www.youtube.com»: режим прямого доступа -www.youtube.com/watch?v=ngcoK76KZMU