Тема урока: "Среднее арифметическое"

Разделы: Математика


Урок № _______ Учитель:__________________________________________________________
Тема: Среднее арифметическое Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.
Задачи:
  • Способствовать актуализации знании и умений учащихся по пройденным темам курса;
  • Организовать работу по закреплению вычислительных навыков;
  • Организовать деятельность по формированию умений устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
  • Способствовать развитию мотивации учебной деятельности при выполнении заданий творческого и поискового характера.
Планируемые результаты.
Предметные:
  • Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в измененных условиях;
  • В результате практических действий и наблюдений закреплять умения решать задачи, дополнять условие задачи, ставить вопрос;
  • В результате практических действий восстанавливают ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию.
Метапредметные:
  • Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Анализировать и решать текстовые задачи;
  • Работать в паре и оценивать товарища, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Личностные:
  • Проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • Оценивать себя, границы своего знания и незнания;
  • Проявлять интерес к математике
Межпредметные связи: Физическая культура.
Ресурсы урока:
Для учителя:
  • Рабочая программа;
  • В.И. Жохов “Математический тренажер: пособие для учителя и учащихся”;
  • А.С. Чесноков, К.И. Нешков “Дидактические материалы по математике для 5 класса”
Для учащихся:
  • Учебник “Математика” 5 класс, Н.Я. Виленкин и др.
  • Презентация к уроку. (Приложение 1)

Ход урока

Содержание деятельности учителя. Содержание деятельности учащихся.
Мотивация познавательной деятельности
М.: Предлагает вспомнить последние несколько тем, которые изучали на уроке математики.

П.: Предлагает определить тему урока и вид заданий.

Л.: Предлагает рассказать какие умения и знания понадобятся сегодня на уроке.

М.: Вспоминают, описывают место урока в системе изученного материала. Оценивают свои умения.
Актуализация необходимых знаний.
П.: Предлагает устно решить примеры. Актуализирует знания учеников о среднем арифметическом.

П.: Предлагает выполнить задание “Раскрась огонь”, организует взаимоподдержку. (Приложение 2)

М.: Организует работу в парах.
М.: Проверяет выполнение задания.

П.: Упражняются в решении примеров на сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей, нахождение среднего арифметического двух чисел.

М.: Проверяют правильность выполнения задания, контролируют себя, оценивать свои умения.

Организация познавательной деятельности.
М.: Предлагает прочитать задачу 1, выделить условие и вопрос. Контролирует, оценивает.

П.: Предлагает выполнить задачу 2. Уточняет, чем похожи задачи 1 и 2.

П.: Стимулирует деятельность детей, организует взаимопроверку.

М.: Читают задачу, анализируют текст, обсуждают. Записывают решение задачи.

П.: Проговаривают алгоритм вычисления среднего арифметического:
– сложить числа
– сумму разделить на количество слагаемых.

П.: Анализируют, упражняются в счете. Проверяют, комментируют, доказывают свою точку зрения, оценивают ответы.

М.: Сравнивают с образцом, объясняют причину ошибок.

Здоровьесберегающая минутка.
М.: Предлагает выполнить офтальмологическую гимнастику с использованием музыкотерапии. М.: Выполняют гимнастику под музыкальный отрывок.
Организация познавательной деятельности.
П.: Предлагает задание “Среднее арифметическое видов спорта”. Предлагает объяснить, чем похожи математическое среднее арифметическое и спортивное.

М.: Организует выполнение задания 3. Помогает проанализировать условие задачи.

Задает вопросы, направленные на понимание текста задачи:

– Как вы понимаете выражение “средний возраст команды”?
– Что известно про средний возраст команды до появления нового игрока и после?

М.: Создает проблемную ситуацию. Просит рассмотреть иллюстрацию. Помогает увидеть, что данная иллюстрация является схемой к некоторой задаче. Просит сформулировать вопрос.

М.: Моделируют, строят логическую цепь рассуждений. Комментируют, доказывают свою точку зрения.

М.: Анализируют, читают задачу. Уточняют условие задачи и вопрос.

П.: Проводят логические рассуждения.

М.: Оценивают ответ одноклассников, дополняют. Записывают решение задачи. Формулируют и записывают ответ задачи.

М.: Под руководством учителя планируют, контролируют и корректируют свою деятельность. Рассматривают иллюстрацию, составляют сюжетный рассказ, формулируют вопрос к задаче. Самостоятельно записывают решение задачи. Доказывают выбор действия.

Под руководством учителя учатся оценивать свою работу, исправляют ошибки.

Подведение итогов.
П.: Беседует о том, чему научились на уроке. Может ли в жизни пригодится изученный материал?

Л.: Выясняет, какое задание было самым сложным, самым интересным.

П.: Комментируют свой выбор.

П.: Высказывают свое мнение.

П.: Изображают олимпийское кольцо в тетрадях.

Домашнее задание (диагностика достижений планируемых результатов): п. 38, № 1527, 1528.
Дополнительное творческое задание: придумать задание, аналогичное выполненным на уроке и опубликовать его в сети Интернет на сайте www.linoit.com (страницу для публикации подготавливает учитель).