Воспитание у детей дошкольного возраста чувства гордости и уважения к городу Санкт-Петербургу, заботливого отношения, формирование правил поведения

Разделы: Работа с дошкольниками


В нравственном воспитании ребенка старшего возраста, большое место занимает формирование таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному городу. Дети должны понимать, что у каждого человека есть свой город, где он родился.

Основное направление петербурговедческой  деятельности – нравственно-патриотическое воспитание.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношений в семье, к самым близким  людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. С удивления и восхищения тем, что видит малыш перед собой, что вызывает отклик в  его душе. И хотя многое еще не осознанно им глубоко, но пропущенные через детское восприятие впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота.

Санкт-Петербург наш город – жемчужина искусства музей под открытым небом. Знакомство с городом  является  одним из важных  знаний ребенка  для становления его личностных, индивидуальных особенностей. Знакомя с городом воспитывая любовь к нему,  ребенка постепенно нужно  подводить к пониманию, что наш город частица Родины.

Важно для воспитания настоящего горожанина научить ребенка любить те места, где он родился, вырос, живет. Когда взрослый человек вспоминает свое детство, он представляет себе именно тот город, деревню, речку и то, что окружало его в детстве. Память об этом сохраняется на всю жизнь.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую   изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
(К. Симонов)

Работая  с детьми дошкольного возраста уже не первый год по знакомству их с городом, я заметила,  что  несмотря на то, что дети живут в одном из прекраснейших городов, имеют очень скудные знания о нем. Проведя тестирование, в очередной раз убедилась в этом. Свою работу по знакомству с городом я решила начать с расширения и углубления знаний о родном городе. В своей работе я стремилась вызвать у детей чувства к своему городу.

Я родилась в Ленинграде и люблю свой замечательный, удивительный, красивый город и поэтому темой моей углубленной работы с детьми стало знакомство с историей и культурой родного города на основе символов и достопримечательностей  Санкт-Петербурга.

Наш сад работает над коррекцией речи детей, а в речевой группе проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь для меня работающего  в ней воспитателя предметом пристального внимания. Кроме нарушения речи у детей плохо сформированы познавательные процессы, которые тесно связаны с речевой деятельностью (внимание, мышление, память, воображение), а также моторика. Ознакомление с городом дошкольного возраста позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей, решать практически все  воспитательно-образовательные задачи.

Значимость ознакомления с городом для развития речи, в том что предоставляется возможность детям широкой популярной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление  с художественной литературой, беседы и т.п.) накопления жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения закрепление речевых и коммуникативных навыков. Основной формой работы являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному  усвоению детей знаний о своей стране, о своем городе.  Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (раньше и теперь), вопросы воспитателя, индивидуальные занятия. Нужно приучать думать, размышлять, самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщения.

Работая по знакомству с городом, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Познакомить детей со своим районом.
  2. Познакомит детей с архитектурными достопримечательностями нашего города, с памятниками, красивейшими местами в нашем городе, с символами города.
  3. Вызвать познавательный интерес.
  4. Научить ребенка проживать в этом городе (вопросы безопасности, умение ориентироваться в городе).
  5. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему родному городу, заботливое отношение к нему: «Я делаю хорошо, когда я делаю для города что-то полезное».

Для выполнений этих задач, я использовала различные методы работы: занятия, экскурсии целевые прогулки работу с родителями, так же использовались дидактические игры сюжетно-ролевые игры, был подобран иллюстративный материал, художественная литература по знакомству с городом.

Важно установить связь с семьей, потому  что, именно семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания, а так же в свете новой концепции взаимодействия семьи и  ДОУ, в основе которой лежит идея, в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты лишь им помогают, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с семьей.

Родители воспитанников моей группы принимают активное участие в оснащении педагогического процесса: макетами достопримечательностей авторскими поделками, семейными альбомами. Родителями были составлены альбомы: «Прогулка по Санкт-Петербургу», «Мой город», оформлены творческие рассказы, придуманы стихи о городе. Для пополнения копилки семейных знаний для семейного чтения о нашем городе, в группе имеются книги, путеводители, буклеты, такие как  «Мой Санкт-Петербург символы города на Неве», «Чудесный город» и другие. В родительском уголке имеется информация о том, что я рекомендую посетить в выходные дни вместе с детьми: выставки, музеи, соборы и т.д.

Вся работа и усилия не проходили даром. Дети, получая все больше и больше знаний о городе и его достопримечательностях, начинали с гордостью говорить о нем.

У нашего города славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее и наша задача сделать все. Чтобы дети не только знали, умели ценить историю нашего города, но и стремились, когда вырастут, приумножить его славу.