Учебный предмет: биология
Класс: 5
Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова
Составитель урока: учитель биологии ВКК – Арчакова Е.В.
Тема урока: Растения
Тип урока: Открытие нового знания
Цели урока: Расширить знания о царстве растений. Сформировать представление учащихся о делении царства растений на группы. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и уметь грамотно и точно выражать свои мысли.
Основные термины и понятия: флора, спора, слоевище, цветковые растения, голосеменные растения, папоротники, мхи, водоросли.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Этап мотивации.
Учитель: Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель читает стихотворения «Зеленая страна» Е. Серовой.
О какой зеленой стране идет речь в стихотворении? (о растениях)
А зачем нам нужны растения? (кислород, пища, лекарства)
4. Этап выявления места и причины затруднения.
Учитель: Что хотели бы узнать о растениях? (строение, многообразие, значение)
5. Этап реализации построения проекта.
Учитель: Урок мы сегодня проведём необычно. Сегодня наш кабинет превратиться в редакцию. Изучая новый материал, мы с вами все вместе создадим журнал. Как вы думаете, как он будет называться? («Мир растений»). (Приложение 2)
Для этого разделимся на группы. (Каждой группе учитель раздает инструкцию) (Приложение 1)
1 группа изучает строение растений:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки, ПК.
Задание 2. Докажите, что клетка растений не такая, как клетка бактерий.
Задание 3. Выделите признаки, по которым растения относятся к эукариотам.
Задание 4. Составьте кластер «Многообразие растений»
2 группа изучает цветковые растения:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить значение термина цветковые растения.
Задание 3. Изобразите схему цветкового строения растения
3 группа изучает голосеменные:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить значение термина голосеменные растения.
Задание 3. Нарисовать ель и сосну. (Сравнить условия их произрастания)
4 группа изучает мхи, папоротники, хвощи, плауны:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки
Задание 2. Объяснить почему эти растения объединили в одну группу.
Задание 3. Подготовить рассказ о практическом значении этих растений.
5 группа изучает водоросли:
Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Объяснить чем водоросли отличаются от всех остальных групп растений.
Задание 3. Составить схему «Классификация водорослей»
Каждая группа представляет свою работу для учеников всего класса.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся каждой группы после представления своей работы задают вопросы представителям других групп.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Выполнить в рабочей тетради задания по теме «Растения»
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1) Рефлексия эмоциональная.
Учащиеся благодарят друг друга за работу в команде.
2) Рефлексия оценочная.
Выберите правильные суждения:
- Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
- Растения растут только определённый период в жизни.
- Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
- Семена голосеменных защищены оболочкой плода.
- Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
- Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы (1, 3, 5, 6)