Тема урока: "Восточные славяне". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тема урока: «Восточные славяне». §1 (История России с древнейших времен до конца 16 века. Данилов А. А., Косулина Л. Г. 2005г.)

Цель урока: дать характеристику происхождения и расселения восточных славян, объяснить, чем занимались, какими орудиями труда пользовались, объяснить понятие язычество, рассказать о быте и нравах, о системе управления.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычество.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска.

Основные понятия, изучаемые  на уроке: быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычество.

Используется технология проблемного обучения, деятельностный подход, элементы методической системы В.Ф. Шаталова (опорные сигналы).

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

ЭОР

1. Орг. момент

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Включение детей в деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Включение в работу, самоопределение

1 мин.

 

2. Создание проблемной ситуации

познавательные: применение методов информационного поиска;

логические: сравнивать по заданным критериям, высказывать суждения;

коммуникативные: построение речевых высказываний.

Учитель предлагает по рисункам сравнить образ жизни восточных славян и жителей Западной Европы в 5-8 веках, (на примере королевства Франков)

проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя отличия и сходства, пытаются сделать вывод.

2 мин.

Презентация (Приложение 1)

3. Формулировка проблемы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами;

Регулятивные: целеполагание.

Что удивляет?

Какой возникает вопрос?

Чем славяне отличаются от других народов Европы и почему?

2 мин.

Записываем проблемный вопрос на доске.(таблица)

4. Версии

коммуникативные: построение речевых высказываний.

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).

Какие у вас есть предложения?  Учитель организует обсуждение возникших мнений.

Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем.

Предполагаемый ответ: занятиями, верованиями, управлением.

3 мин.

Записываем ключевые слова на доске.(таблица)

5. Актуализация знаний.

познавательные: извлечение необходимой информации  и ее использование,

коммуникативные: построение речевых высказываний.

Что мы уже знаем по этой проблеме? Каких знаний не хватает?

Вспоминают изученный ранее материал (§ 2, История Средних веков). Определяют каких знаний не хватает.

5 мин

Запись признаков в таблице на доске.(в колонке Королевство франков)

6. Поиск решения проблемы.

общеучебные: умение работать с учебником, составлять таблицы, схемы;

логические: умение анализировать, синтезировать;

регулятивные: волевая саморегуляция, внесение корректив в свою работу.

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

 

25 мин.

 

 

 

Задание 1: опираясь на текст на стр.7-8 заполните схему «Происхождение восточных славян», используя данные слова на слайде.

Читают, заполняют схему. 1 ученик у доски.

 

Учебник стр.7-8, доска, презентация.

Задание 2: составьте таблицу «Занятия славян и орудия труда», используя текст и иллюстрации на стр.8-10

Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам.

 

Учебник стр.8-10, доска, презентация.

Задание 3: фронтальная работа по учебнику страница 10-11 «Быт и нравы».

Читают вслух по цепочке, отвечают на вопрос №3

 

Учебник стр.10-11

Задание 4: Поисковое чтение. Опираясь на текст на стр.11-12 установите соответствие между  элементами левого и правого столбика. (верования)

Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, (первые 5 тетрадей на проверку)

 

Учебник стр.11-12, презентация.

Задание 5: Объясните значения слов: вервь, вече, народное ополчение. Запишите их в словарь.

Читают , отвечают на вопрос , делают записи в тетради.

 

Учебник стр.12

7. Формулировка решения проблемы и применение новых знаний.

познавательные: умение обобщать и делать выводы, сравнивать по  заданным критериям;

коммуникативные: умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь.

Какой ответ мы можем дать? Чем славяне отличались от других народов?

Учитель дает учебное задание на продуктивное применение новых знаний. Решение кроссворда (работа в парах)

Обобщают знания , делают вывод, отличительные признаки заносятся в таблицу.

Решают кроссворд.

7 мин.

Запись признаков в таблице на доске, рабочая тетрадь.

8. Д/з

 

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж. (сделать презентацию или подготовить вопросы к документу на стр. 13)

Записывают д\з.

1 мин