Тема урока: «Восточные славяне». §1 (История России с древнейших времен до конца 16 века. Данилов А. А., Косулина Л. Г. 2005г.)
Цель урока: дать характеристику происхождения и расселения восточных славян, объяснить, чем занимались, какими орудиями труда пользовались, объяснить понятие язычество, рассказать о быте и нравах, о системе управления.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
- Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
- Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычество.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска.
Основные понятия, изучаемые на уроке: быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычество.
Используется технология проблемного обучения, деятельностный подход, элементы методической системы В.Ф. Шаталова (опорные сигналы).
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
ЭОР |
1. Орг. момент |
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Включение детей в деятельность. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. |
Включение в работу, самоопределение |
1 мин. |
|
2. Создание проблемной ситуации |
познавательные: применение методов информационного поиска; логические: сравнивать по заданным критериям, высказывать суждения; коммуникативные: построение речевых высказываний. |
Учитель предлагает по рисункам сравнить образ жизни восточных славян и жителей Западной Европы в 5-8 веках, (на примере королевства Франков) проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод. |
Выполняют задания, перечисляя отличия и сходства, пытаются сделать вывод. |
2 мин. |
Презентация (Приложение 1) |
3. Формулировка проблемы. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами; Регулятивные: целеполагание. |
Что удивляет? Какой возникает вопрос? |
Чем славяне отличаются от других народов Европы и почему? |
2 мин. |
Записываем проблемный вопрос на доске.(таблица) |
4. Версии |
коммуникативные: построение речевых высказываний. регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия). |
Какие у вас есть предложения? Учитель организует обсуждение возникших мнений. |
Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем. Предполагаемый ответ: занятиями, верованиями, управлением. |
3 мин. |
Записываем ключевые слова на доске.(таблица) |
5. Актуализация знаний. |
познавательные: извлечение необходимой информации и ее использование, коммуникативные: построение речевых высказываний. |
Что мы уже знаем по этой проблеме? Каких знаний не хватает? |
Вспоминают изученный ранее материал (§ 2, История Средних веков). Определяют каких знаний не хватает. |
5 мин |
Запись признаков в таблице на доске.(в колонке Королевство франков) |
6. Поиск решения проблемы. |
общеучебные: умение работать с учебником, составлять таблицы, схемы; логические: умение анализировать, синтезировать; регулятивные: волевая саморегуляция, внесение корректив в свою работу. |
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. |
|
25 мин. |
|
Задание 1: опираясь на текст на стр.7-8 заполните схему «Происхождение восточных славян», используя данные слова на слайде. |
Читают, заполняют схему. 1 ученик у доски. |
|
Учебник стр.7-8, доска, презентация. |
||
Задание 2: составьте таблицу «Занятия славян и орудия труда», используя текст и иллюстрации на стр.8-10 |
Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам. |
|
Учебник стр.8-10, доска, презентация. |
||
Задание 3: фронтальная работа по учебнику страница 10-11 «Быт и нравы». |
Читают вслух по цепочке, отвечают на вопрос №3 |
|
Учебник стр.10-11 |
||
Задание 4: Поисковое чтение. Опираясь на текст на стр.11-12 установите соответствие между элементами левого и правого столбика. (верования) |
Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, (первые 5 тетрадей на проверку) |
|
Учебник стр.11-12, презентация. |
||
Задание 5: Объясните значения слов: вервь, вече, народное ополчение. Запишите их в словарь. |
Читают , отвечают на вопрос , делают записи в тетради. |
|
Учебник стр.12 |
||
7. Формулировка решения проблемы и применение новых знаний. |
познавательные: умение обобщать и делать выводы, сравнивать по заданным критериям; коммуникативные: умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь. |
Какой ответ мы можем дать? Чем славяне отличались от других народов? Учитель дает учебное задание на продуктивное применение новых знаний. Решение кроссворда (работа в парах) |
Обобщают знания , делают вывод, отличительные признаки заносятся в таблицу. Решают кроссворд. |
7 мин. |
Запись признаков в таблице на доске, рабочая тетрадь. |
8. Д/з |
|
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж. (сделать презентацию или подготовить вопросы к документу на стр. 13) |
Записывают д\з. |
1 мин |
|