Форма проведения: познавательно-интеллектуальная игра – соревнование “Звездный час”.
Предмет: химия.
Класс: 9–10.
Цели.
Создать условия для развития личностных качеств обучающихся:
– сформировать устойчивую мотивацию к обучению и познанию, способность к
самореализации и самовыражению в учебной деятельности,
– научить оценивать жизненную ситуацию с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
формирования и развития следующих метапредметных умений:
– уметь самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью
учебной деятельности,
– оценивать результат собственной деятельности, направленной на достижение
поставленной цели,
– устанавливать причинно-следственные связи,
– вступать в речевое общение,
– отвечать на вопросы разного типа,
– осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь,
– адекватно участвовать в коллективной деятельности;
формирования предметных знаний:
– доказать, используя знания химии, что здоровье – это правильная, нормальная
деятельность живого организма,
– углубить и расширить знания о применении химических веществ (за счет
включения внепрограммного и расширения программного материала),
– знать понятия: витамины, авитаминозы, гиповитаминозы,
– уметь характеризовать витамины с позиций значимости для организма.
Оборудование.
– Мультимедийная презентация.
– 12 комплектов табличек с номерами от 1 до 8.
– Звезды.
– Кубики.
– Листы бумаги, карандаши.
– Песочные часы.
– Маркер.
– Призы.
– В качестве передвижных “тележек” используются обычные стулья.
Правила игры.
– В игре принимают участие: шесть игроков – учащиеся 9-ых классов. Каждый из
участников стоит за своим игровым местом, на котором лежат восемь табличек с
номерами от 1 до 8.
– Шестеро их помощников – учащиеся 10-х классов. Они сидят за своими столиками и
перед ними также находятся восемь табличек с номерами от 1 до 8.
– Все остальные учащиеся – зрители-болельщики.
– Тот участник игры, который правильно отвечает на вопрос, вместе с игровым
местом делает шаг вперед и получает звездочку.
– Если и помощник отвечает правильно, то игрок получает еще одну бонусную
звезду.
– В игре 3 тура и финал.
– Два участника игры, получившие наибольшее количество звездочек в предыдущих
турах выходят в финал, где продолжают борьбу за звание победителя “ Звездный
час”.
– Победителю вручается главный приз, для него наступает Звездный час. Он
произносит финальное слово.
Ход игры
Ведущий – учитель химии.
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Я говорю “здравствуйте”, а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Здоровье – самое главное наше богатство. Звучит банально , но до тех пор, пока его не потеряешь .
“Я люблю жизнь и хочу жить!”. Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. Жизнь сама по себе является чудом, чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым.
Сегодня мы славим здоровье, используя знания химии, в честь него устраиваем праздник. Проходить он будет по типу известной телевизионной игры “Звездный час”. (Смотрите слайд презентации, звучит музыка к игре “Звездный час ”.)
В игре принимают участие: шесть игроков – учащиеся 9-ых классов и шесть членов команды поддержки– учащиеся 10-ых классов. В ходе игры обязательно узнаем имя победителя. Им может быть (имя) со своей помощницей-ком (имя). Победителем может стать (имя) с ответственным , умным, серьезным помощником-цей (имя), и т.д. (идет представление участников игры).
Начинаем игру, итак, тур первый. Ребята, а знаете ли вы вещества, которые приходят на помощь нашему здоровью? Внимание на экран! (Смотрите слайд презентации). На нем представлены восемь веществ, относящихся к группам антисептиков, сорбентов, средств, раздражающих нервные окончания, средств, регулирующих метаболические процессы.
(Учитель задавал вопросы, участники находили правильные ответы среди предложенных веществ. Ответы давались путем поднятия вверх табличек с цифрами – номерами ответов (соответственно от 1 до 8). Тот участник, который правильно отвечал на вопрос, делал вместе с игровым местом шаг вперед и получал звездочку. Если верно отвечал и помощник, то игрок получал еще одну звезду. Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства игроков.
Участник, который давал три правильных ответа, выходил во второй тур автоматически, не прекращая участия в первом туре.
Игра останавливалась, когда во второй тур выходили четыре участника.
После первого тура, двое игроков, набравших наименьшее количество очков, покидали игру, им вручались утешительные призы).
Задания для первого тура: “Знаете ли вы вещества?”
- История применения этого вещества в медицине уходит вглубь веков. Древние целители выделяли этот элемент из морских губок и водорослей, и прикладывали ткань, смоченную эти веществом к ранам, чтобы они не гноились и заживали. (Йод.)
- В современную медицину его ввел Пирогов. Он используется в стоматологии, в ортопедической практике для изготовления шин и иммобилизирующих повязок. (Гипс.)
- Применяют как наружное обеззараживающее и раздражающее средство для обтираний и компрессов. В различных разведениях используют для изготовления настоек, экстрактов. (Этиловый спирт).
- Применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно – невралгии, миозиты, при укусах насекомых, для обработки рук хирурга. (Нашатырный спирт.)
- Вязкая жидкость без цвета, сладкая на вкус, её используют для растворения лекарств, предохранения от высыхания кремов, зубных паст, мазей. Обладает антисептическими свойствами. (Глицерин.)
- Свое применение он нашел в хирургии и терапии для лечения воспалительных заболеваний легочной системы, сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, заболеваний суставов. Действуя на стенки клеток и активизируя в них обменные процессы, он снижает вязкость крови, что приводит к улучшению микроциркуляции и газообмена на тканевом уровне. (Озон.)
- Обладает антисептическими свойствами. Его водный раствор служит средством для промывания ран, полоскания ротоглотки, обработки ожоговых поверхностей. (Перманганат калия, марганцовка.)
- Это универсальный антидот для погашения действия различных ядов – бактериального, растительного, животного происхождения. Его применяют для очищения желудочно – кишечного тракта от токсинов и некачественной пищи. (Активированный уголь.)
Ведущий. Вас осталось четверо, и вы продолжаете борьбу за звание победителя “Звездный час”.
Начинаем второй тур. (Смотрите слайд презентации). Внимание кубики в аудиторию!
(В начале второго тура из красивой яркой коробки высыпались девять больших кубиков с буквами, написанными на их гранях. Буквы, которые оказывались на верхних гранях, когда кубики останавливались, брались для конкурсного задания. Из этих букв за 1 минуту необходимо было составить наиболее длинное слово – существительное в единственном числе, именительном падеже и объяснить, какое отношение оно имеет к здоровью, здоровому образу жизни и.т.п..)
Ведущий. Для вас, дорогие участники, действует бонус – вы имеете право использовать для составления слова одну букву, которой нет среди выпавших.
Вместе с игроками за 1 минуту составляют слово и болельщики-зрители, но для вас, болельщики, бонуса нет. Время истекло. Отложите ручки. Слушаем слова, начнем со зрителей. Болельщик, составивший самое длинное слово, становится победителем и получает приз. Да, ребята, за одно “маленькое” слово можно получить подарок.
А какие вы составили слова, игроки? (Слова записываем на доске.) Подведем итоги. В третий тур, как и положено, выходят три игрока (имена), они полны желания продвигаться дальше, к победе.
(В третий тур проходят три игрока:
– составившие наиболее длинные слова;
– имеющие наибольшее число звезд, среди составивших более короткие слова.)
Ведущий. Сегодня мы славим, доказываем, используя знания химии, что здоровье человека – это главная ценность жизни, его надо сохранять и беречь смолоду. Прежде чем продолжим играть, давайте отдохнем, нас ждет музыкальная пауза: “Здоровье дороже золота”. Проведем её с болельщиками.
(Звучит музыка из песен, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни и. т.п. Необходимо дать название песни, или пропеть строчки из песен. Тот зритель, который отгадает большее количество песен, получает приз. (Смотрите слайд презентации.)
Ведущий. Продолжаем вести разговор о здоровье.
Итак, тур третий, назовем его четвертый лишний. (Смотрите слайд презентации.) Он будет посвящен чудесной азбуке здоровья – витаминам. В витаминах нуждаются все организмы. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает авитаминозы и гиповитаминозы.
Я буду задавать вопросы, а ответом на вопрос будет или кто-то лишний, или что-то лишнее.
Внимание на экран (слайд презентации). Перед нами портреты ученых: под №1 – К. Функ, под №2 – Х. Эйкман, под №3 – И. Павлов, под №4 – Н. Лунин.
Вопрос 1.
Исследования всех ученых, представленных на портретах, связаны с понятием “витамины”?
Вас нужно выбрать портрет ученого и поднять табличку с номером, кто не занимался изучением витаминов.
Ответ. Поднимается табличка с номером “3”. (И. Павлов – физиолог).
При недостатке или отсутствии в организме витаминов развиваются различные заболевания.
Внимание на экран.
Вопрос 2.
Заболевания: цинга, пеллагра, рахит, “куриная слепота” вызваны отсутствием в организме витамина РР (никотиновой кислоты)?
Ответ. Поднимается табличка с цифрой “2”. (Пеллагра.)
Продолжаем дальше. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимы витамины, но т.к. в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей, в качестве необходимого её компонента, а отсюда – вопрос третий! На экране мы видим под цифрами 1,2,3,4 продукты питания.
Вопрос 3.
Все продукты питания в достаточном количестве содержат витамины группы “В”?
Ответ. Поднимается табличка с номером “4”. (Шиповник, черная смородина, клюква, капуста.)
Витамины условно обозначают буквами латинского алфавита A,B,C,D и т.д., но они имеют и свои химические названия.
Вопрос 4.
Соответствуют буквенные обозначения витаминов их химическим названиям?
Ответ, нужно поменять местами таблички с номерами “3” и “4”.
(Участник, ответивший на меньшее число вопросов или имеющий меньше звезд, покидает игру с утешительным призом.)
Ведущий. Мы дошли до финала. (Смотрите слайд презентации.)
В финал выходят два игрока (имена). Поздравляю вас с выходом в финал! Желаю вам успехов в этом сложном фрагменте нашей игры! Здесь надеяться не на кого и не на что, только на свою голову, эрудицию, только на то, как быстро работает мозг. Слушаем задание.
Вам необходимо составить, используя буквы слова – сульфадиметоксин (терапевтическое средство, применяемое при лечении пневмонии), как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией. На выполнение задания дается 1 минута. Ваши помощники выполняют задание одновременно с вами. Время истекло, отложите ручки. Перед вами финишная черта, которую каждый из вас, сидя друг напротив друга, хочет пересечь и добиться незабываемого Звездного часа. Начинаем проверять составленные слова. Читаем их поочередно. Начинает (имя) у нее (него) меньшее число очков – звездочек. Повторяющиеся слова зачеркиваем.
(Если слова заканчивались у участника, он мог отдать бонусную “звезду”, которая засчитывалась как слово. Заканчивались “звезды”, игроку на помощь приходил помощник. Побеждал тот, кто составил больше слов. Проигравший получал утешительный приз.)
Подведение итогов.
Ведущий. Слова все закончились. (Имя) одной силой своего разума, не использовав звезду, подсказку помощника, выигрывает. Твой Звездный час настал. Скажи несколько слов своим одноклассникам, учителям, гостям.
(У победителя наступал Звездный час. Он произносил финальную речь. Ему вручался главный, памятный приз.)
Учитель подводит итоги игры, делает выводы, анализирует, дает рекомендации. Звучит песня в исполнении Е. Ваенги “Желаю”.
Рефлексия.
Ребята!
Что вам показалось самым интересным? Что удивило вас? Что понравилось в нашей работе, что не понравилось? Где пригодятся нам эти знания?
Спасибо за сотрудничество!
Литература.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия – 10 класс с углубленным изучением химии. М.: “Просвещение”, 2007.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства. Харьков.: “Торсинг”, 1998.
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: “Просвещение”, 1978.
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: “Методическая библиотека”, 2006.