Занятие "В поисках доброты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Формировать у детей представления о растениях, как о живых организмах; об условиях, необходимых для роста растений; уточнить знания о правилах поведения в природе.
  • Развивать чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания; развивать способности выражать свои мысли, делать простейшие умозаключения; развивать выразительность движений, зрительно-двигательную координацию.
  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру; потребность в доброжелательном общении.

Материалы: конверт с запиской; макет березы, топорик, глина; цветок «Добрых слов»; бумажные цветы, тазик с водой; знаки, обозначающие правила поведения в природе; листы бумаги с точечным изображением солнца (на каждого ребенка); точечное изображение сердца на листе большого формата; фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель встречает детей словами:

Тише, детки, проходите,
Нашу сказку не спугните…
Сказка уж давно пришла,
Очень деток ждет она!
Где ты, сказка, покажись.
Нам ребяткам, отзовись! 

Слышится шорох, и воспитатель с детьми находят конвертик.

Воспитатель: Смотрите, конверт. Давайте посмотрим, что в конверте, вдруг с кем-то случилось несчастье.

В конверте лежит записка: «Случилась беда. Баба-Яга заколдовала Царевну Леса, и лес стал погибать. Помогите расколдовать Царевну – найдите добро».

Воспитатель: Что же делать? (Надо помочь. Может быть, мы сможем найти добро и расколдовать царевну.) Тогда нужно срочно отправляться в путешествие – в сказочную страну.

Постойте, постойте! В записке еще указано: «Чтобы найти  добро, нужно знать много добрых слов и совершить много добрых поступков». Ребята, а вы умеете совершать добрые поступки? Тогда можно отправляться в сказочный лес.

Пантомимические этюды

Педагог произносит текст и показывает движения, а дети повторяют эти движения вместе с взрослым.

Дует сильный ветер, очень трудно идти. (Идти, согнувшись, с усилием, высоко поднимать ноги.)
Вот зашли в густой лес, ветер стих. Мешают идти ветки. (Выпрямиться, осторожно идти вперед, отодвигая от себя «ветки».)
Впереди глубокие ямы. Надо через них перепрыгнуть. Только тихо, чтобы Баба-Яга не услышала и не остановила нас. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)
Какой-то шорох! Кто же там в кустах? (Прислушаться, замереть, вытянуть шейки, навострить ушки. Тс-тс-тс. Вроде  никого.)
Стало холодно, все замерзли. (Обхватить себя руками, голову опустит на грудь. Хлопать руками по телу, прыгать то на правой, то на левой ноге.)
Вот и согрелись. (Выпрямиться, улыбнуться друг другу.)

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочном лесу. Ребята, смотрите, на поляне растет какое-то дерево. Вы узнали, что это за дерево? (Дети здороваются с березой.) А как можно назвать березку, какая она? (Кудрявая, стройная, белая, веселая.) Но что-то эта березка не веселая, а… (грустная). Ребята, как вы думаете, почему березка грустит? (Ей очень больно. Злой человек воткнул в ее ствол топор.)

Дети совместно с воспитателем вытаскивают топор.

Воспитатель: Ребята! Возьмите, сожмите себе пальчик, сильнее, еще сильнее. Чувствуете, вам становится все больнее и больнее. А если нечаянно пораните пальчик? Вам становится очень больно, можете даже заплакать. Растения, как и вы тоже чувствуют боль. Приходилось ли вам поранить пальчик, что вы при этом видели? (Кровь.)

Воспитатель: У  деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым. Ребята, приходилось ли вам наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет?

Педагог подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Воспитатель: Что же это мы? Топор то вытащили, но ведь из ранки вытекает березовый сок. Сейчас, сейчас, березонька, мы полечим тебя. Ребята, а вы знаете, как можно помочь березке? (Ранку можно замазать пластилином, простой землей или глиной, залепить  пластырем.)

Дети замазывают ранку глиной, которую находят под березой.

Воспитатель: Березке было так грустно, теперь березке весело и она хочет поделиться радостью с вами. Подойдите к березке и подумайте о хорошем. Кто хочет рассказать, о чем он подумал.

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель, рассказывает свои мысли.

– Что вы сейчас чувствуете? Вам хорошо? Почему? Верно, это оттого, что мы с вами стали добрыми волшебниками и помогли березке.

Воспитатель: Я чувствую, Баба-Яга хочет наслать на нас чары зла. Она хочет сделать нас злыми и сердитыми, чтобы мы не смогли найти  добро. Но ей это не удастся, мы не будем злиться и сердиться.

Игра «Не сердись, улыбнись?»

Дети выстраиваются в круг и берутся за руки. Каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему партнеру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой.

Воспитатель: Пойдемте дальше, посмотрим, кому еще нужна наша помощь. На нашем пути встретилась погибшая полянка, все цветы завяли. Как же им помочь?

(Дети кладут бумажные цветы в воду – они раскрываются.) Почему цветы ожили?

Пальчиковая игра

Воспитатель: Давайте при помощи ладошек изобразим, как ожили цветы. Сомкните ладони, а теперь разведите в стороны, получился бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились! Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!

Воспитатель: Полянку мы оживили, но солнце светит плохо и плохо растет трава.

Рисование по точкам «Солнышко»

Воспитатель: Дети, когда вы рисовали, на полянке  вырос чудесный цветок. Это вы помогли ему вырасти. А как же вы помогли цветку вырасти? (Нарисовали солнышко.) Какие еще условия необходимы, чтобы росли деревья, цветы, трава? (Свет, тепло, вода, земля.) Этот цветок необыкновенный. На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а также к себе. Давайте произнесем эти слова.

Игра «Цветок добрых слов»

Дети по очереди берут по лепестку и называют добрые слова (сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, веселый, ласковая и т.д.)

Воспитатель: Чтобы лес ожил совсем, надо правила поведения в природе знать. На пути  стоят знаки. Дети с помощью знаков рассказывают о  правилах  поведения в природе.

Воспитатель: Чтобы быстрее найти добро, нужно расколдовать рисунок. Соедините точки на листе бумаги. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца.)
Это сердце очень доброе, нежное, как ваши сердца.

Появляется Баба-Яга.

Воспитатель: Баба-Яга, а где же царевна леса? Расколдуй ее скорей?

Баба-Яга: О-хо-хо! Так вы же такие добренькие, вон, сколько добрых поступков совершили: дерево вылечили, полянку оживили,  да еще и дружные и слов добрых много знаете. Вот ваша доброта и победила мои злые чары. А царевна уж давно в лесу. Ой, ой! Что это со мной? (Баба-Яга становится доброй, улыбается.) Наверное, это ваше добро на меня подействовало. Ну, коли, я стала добрая, то заходите ко мне, чайку попьем.

Воспитатель: Спасибо, Баба-Яга, но только нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель и дети прощаются с Бабой-Ягой, желают оставаться доброй и помогать лесу.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? (Что особенно понравилось, чему научились.) В следующий раз нас ждут самые интересные встречи и увлекательные  истории.