ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер уважаемые гости,
преподаватели, учащиеся нашей школы и их
родители. Мы рады приветствовать вас в нашем
зале!
Cегодня мы представим вашему вниманию СКАЗКУ. Она
– НЕОБЫКНОВЕННАЯ! И не потому, ребята, что в ней
есть злая колдунья, принц, апельсиновые реки, и не
потому, что в ней с героями происходят разные
превращения, – всего этого много и в других
сказках. А необыкновенная она потому что –
МУЗЫКАЛЬНАЯ! И рассказывать ее будет музыка:
озорная и грустная, нежная и торжественная.
Расскажет вам удивительную историю Щелкунчика и
Мари.
Написал эту музыку замечательный русский
композитор, наш соотечественник – Петр Ильич
Чайковский в 1892 году. Он написал музыку к балету
на сюжет сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный
король”.
Раньше балет считали жанром малозначительным.
Музыка в балете никого не интересовала. Целью
балетного спектакля было развлечение знатной
публики. Эта публика шла на балет, чтобы
взглянуть на заезжую знаменитую балерину, да
полюбоваться красочными костюмами и пышными
декорациями.
Подобное отношение к балету вызывало возмущение
Чайковского. Он считал, что настоящее искусство,
в том числе и искусство хореографии, не может
существовать для забавы, для пустого
развлечения. И своим балетом (вернее 3) совершил
подлинную РЕФОРМУ. Впервые главным действующим
лицом спектакля стала МУЗЫКА. Именно она
наполнила балет новым смыслом, подняла его до
уровня серьезных жанров – таких как опера и
симфония.
Вслушайтесь, ребята, в чудесные звуки и музыка
поведет вас за собой в волшебный мир сказки.
Произошло все в новогоднюю ночь!
Звучит УВЕРТЮРА. Исполняет Лахонина Надежда 5 класс.
Нотный материал: облегченное переложение для
фортепиано Н.Адлер.
Вслед за сольным исполнением звучит
симфонический оркестр (СD-диск): УВЕРТЮРА –
оригинал (музыка балета П.И.Чайковского).
СУХАРЕВА НАСТЯ: …Мари, ее брат Фриц и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки – какой-то скрип, тихий стук, шорохи и шелест. Дети догадывались: там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку. А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчас под елкой!
Но почему-то в этот новогодний вечер время словно совсем остановилось?
№1. НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР. Исполняет Усманова Диана 4 класс.
НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР. Симфонический оркестр – трек 2. №1.
СУХАРЕВА НАСТЯ: Кажется, все готово. Можно
начинать праздник.
– Входите, дети!– господин советник распахнул
настежь двери. Шумной стайкой ворвались
ребятишки в комнату и … застыли на пороге от
удивления и восторга.
Посреди комнаты сияла огнями красавица-елка. На
ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пестрые
конфеты, светились золотые и серебряные шары.
Но вот грянул марш, и хозяин дома приступил к
раздаче подарков. Какой тут поднялся шум и гам! Да
еще этот задорный марш: не заметишь, как ноги сами
начинают отбивать ритм. И вот уже Мари, Фриц и их
гости маршируют вокруг елки, прижимая к груди
драгоценные подарки.
№2. МАРШ. Исполняет Журович Юля 5 класс.
№2. МАРШ. Симфонический оркестр – трек 3.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: И вдруг веселье смолкло. Появился странный гость в черной маске и в черном плаще до пят. Он вбежал стремглав в гостиную, размахивая руками и неуклюже путаясь в своем плаще. В то же мгновение раздался бой часов и тревожно захлопала крыльями сова.
№3. ТАИНСТВЕННЫЙ ГОСТЬ. Исполняет Кудашева
Наташа 3 класс.
№3. ТАИНСТВЕННЫЙ ГОСТЬ. Симфонический оркестр –
трек 3.
ВАГАНОВА ЛЕНА: Притихли дети. Испуганно жмутся
поближе к своим папам и мамам. Но вот
таинственный гость сбросил плащ и маску.
– Да ведь это наш Дроссельмейер!– закричала
Мари. Тут все узнали своего старого друга
старшего советника Дроссельмейера– великого
искусника и выдумщика.
А он уже дал знак принести подарки. Что же
смастерил он на этот раз? Слуги внесли большую
табакерку. С таинственным видом обошел ее
Дроссельмейер, потом вставил ключик, повернул
разок и … из табакерки выпрыгнули Арлекин и
Коломбина! Они начали плясать и плясали, пока не
окончился завод.
.
№4. ЗАВОДНЫЕ КУКЛЫ. Исполняет Лахонина Надежда 5 класс.
№4. ЗАВОДНЫЕ КУКЛЫ. Симфонический оркестр – трек 4.
БОРКОВА ВИКА: Мари и Фриц были в восторге от
новых игрушек. Они хотели унести подарки в
детскую. Но советник Штальбаум строго сказал, что
дети могут сломать такие искусные и дорогие
игрушки. И он поскорее спрятал их в шкаф, на самую
верхнюю полку.
Фриц надулся, а Мари даже заплакала от огорчения.
И тогда Дроссельмейер протянул ей еще одну
игрушку – маленького деревянного человечка.
Что за замечательный это был человечек! Правда,
он был не очень-то складный. Признаться, он был
просто уродлив – широкое плотное туловище на
тонких и коротких ножках, чересчур большая
голова с нелепой косичкой. Но зато одет он был
щегольски: гусарский мундир, весь в пуговицах и
начищенные до блеска сапожки. А какое
приветливое у него было лицо, какие добрые и
ласковые глаза!
СУХАРЕВА НАСТЯ: Некрасивый человечек очень
понравился Мари.
– Как его зовут и что он умеет делать? – спросила
она у Дроссельмейера.
– Его имя Щелкунчик, а его ремесло – щелкать
твердые орехи. Дроссельмейер потянул человечка
за деревянную косичку и тот широко раскрыл рот,
показав два ряда острых зубов. Мари положила ему
в рот орех, – щелк, щелк! – скорлупа разлетелась,
а на ладошке у нее оказалось маленькое
аппетитное ядрышко.
№5. ЩЕЛКУНЧИК. Исполняют Журович Юля и Лахонина Надя (ансамбль)
№5. ЩЕЛКУНЧИК. Симфонический оркестр – трек 5.
УСМАНОВА ДИАНА: К Мари присоединилась ее
подружка Луиза, и Щелкунчик принялся весело
грызть для девочек орешки. Казалось, он делал это
с большой охотой,– так он любезно при этом
улыбался. Правда, и подружки старались выбирать
орехи самые маленькие, чтобы Щелкунчику было не
трудно с ними справиться.
Веселое «щелк-щелк» привлекло внимание Фрица.
– И я, и я! И мне!– закричал Фриц и схватил
Щелкунчика. Мальчик стал совать ему самые
большие орехи,– бедный человечек только и
успевал открывать и закрывать рот. И вдруг…
«крак»– у Щелкунчика выпали три зуба и нижняя
челюсть беспомощно отвисла.
– Что за бездельник! Взялся щелкать орехи, да не
умеет!– и Фриц бросил сломанную игрушку на пол.
«Бедный, бедный Щелкунчик!»– Мари бережно
подняла человечка и подвязала его сломанную
челюсть белой ленточкой; уложила больного
Щелкунчика и стала тихонько напевать ему
ласковую песню.
№6. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Исполняют Журович Юля и
Лахонина Надя (ансамбль)
№6. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Симфонический оркестр – трек 6.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: А между тем веселый праздник
продолжался. Мальчишки во главе с Фрицем
оседлали своих гнедых коней и носились по залу с
гиканьем и криками. Да еще били в барабаны и
дудели в трубы.
– Ну перестаньте же так шуметь!– не выдержал
господин советник.– Давайте лучше станцуем
гросфатер! – обратился он к гостям. – Ах, я помню,
моя бабушка так любила танцевать этот танец!
Глядя, как танцуют гости, очень серьезно и
сосредоточенно, Мари представила на минутку, что
это ее старенькая прабабушка выделывает ногами
такие уморительно важные па, и не могла
удержаться от смеха.
№7. ТАНЕЦ ГРОСФАТЕР. Исполняет Сухарева Настя 5 класс.
№7. ТАНЕЦ ГРОСФАТЕР. Симфонический оркестр – трек 7.
ЛАХОНИНА НАДЯ: Время позднее. Все устали. Пора
по домам. Гости стали наперебой благодарить
хозяев за чудесный новогодний праздник.
– Мари, Фриц, скорее спать! А то вас завтра не
добудишься!– строго сказала госпожа советница.
Ночь. Спит дом. Темно в гостиной. Но вот заглянула
в окошко луна. Скрипнула дверь. Это Мари тайком
прокралась в гостиную. Ей не спиться: как там
бедный Щелкунчик? Удобно ли ему, хорошо ли он
укрыт? Но вот Мари уже возле шкафа с игрушками,
достала Щелкунчика и заговорила с ним.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: – Щелкунчик, милый, ты уж прости,
пожалуйста, Фрица. Я знаю, он это сделал случайно.
Мари не успела договорить. Она вдруг
почувствовала, что кукла у нее в руках потеплела
и шевельнулась. В страхе Мари поставила ее назад,
на полку. И Щелкунчик заговорил!
МИХУРА СТЕПАН: – О, дорогая Мари! Как вы добры, как
много сделали для меня! Вы пожалели уродливого
Щелкунчика. А я ведь не всегда был таким. Это чары
злой Мышильды, королевы Мышиного царства. Я
обречен влачить жалкое существование до тех пор,
пока верная любовь не освободит меня от
колдовства. Но кто полюбит гадкого уродца?– с
грустью добавил он.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Мари хотелось крикнуть, что она
готова помочь Щелкунчику, и совсем неважно, что
он некрасив … Но страх сковал ее, она не могла
вымолвить ни слова и в оцепенении опустилась на
стул.
Захрипели часы. «Бум! Бум!»– пробило двенадцать
раз. Мари с ужасом увидела, что вместо совы на
часах появился Дроссельмейер и замахал своим
черным плащом как крыльями. И тут же отовсюду
послышался писк, визг, шипенье, заскреблись сотни
коготков: мыши! мыши! Множество мышей вылезало из
всех щелей.
№8. МЫШИ. Исполняет Журович Юля 5 класс.
№8. МЫШИ. Симфонический оркестр – трек 8.
ВАГАНОВА ЛЕНА: Грозной серой лавиной мышиная
рать с Мышиным королем во главе двигалась прямо к
шкафу. А там все уже пришло в движение: строилась
пряничная гвардия, выступали полки оловянных
солдатиков, готовились к бою великолепные гусары
Фрица. А командовал игрушечным войском
Щелкунчик.
– Трубачи, трубите сбор! К оружию! Барабанщик, бей
общее наступление! Битва началась.
№9. БИТВА. Исполняет Усманова Диана 4 класс.
№9. БИТВА. Симфонический оркестр – трек 9.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Ах, как храбро дралась армия
Щелкунчика! С каким ожесточением! Но Мышиный
король вводил в бой все новые и новые силы. И вот
уже Мышиный король с победным писком подбирается
к горлу бедного Щелкунчика, еще миг и …
И тут Мари словно очнулась. Не отдавая себе
отчета в том, что делает, Мари сняла с ноги
туфельку и швырнула ее изо всех сил прямо в
голову Мышиного короля.
Разом все пропало: исчезли мыши, опустела
комната. И только один Щелкунчик лежит на полу –
неподвижный, без дыхания. С плачем бросилась к
нему Мари.– О, милый Щелкунчик! Очнись, очнись! Ты
не мог погибнуть! Ведь я так люблю тебя!
СУХАРЕВА НАСТЯ: И тут произошло чудо …
Щелкунчик открыл глаза. Но разве это Щелкунчик,
уродливая деревянная кукла? Принц, прекрасный
юноша протягивал руки своей спасительнице.
Волшебная сила преобразила все вокруг. До
фантастических размеров увеличилась новогодняя
елка, а игрушки на ней стали почти с человеческий
рост. И Мари выросла – она уже больше не ребенок.
Девушка доверчиво оперлась на руку Принца, она
готова следовать за ним повсюду.
№10. МАРИ И ПРИНЦ. Исполняют Михура С. и Боркова В. (ансамбль)
№10. МАРИ И ПРИНЦ. Симфонический оркестр – трек 10.
ЛАХОНИНА НАДЯ: – О, бесценная Мари! Соблаговолите идти за мной, и я поведу вас в свое сказочное королевство. Вы увидите столько диковинок! Вдруг налетел порыв ветра, и завертелись, закружились в воздухе мягкие снежинки-пушинки.
№11. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ. Исполняют Боркова В. и Михура С. (ансамбль)
№11. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ. Симфонический оркестр – трек 11.
ВАГАНОВА ЛЕНА: Вдруг дорогу преградил широкий
бурный ручей. От него исходил такой чудный
аромат, что у Мари даже дух захватило.
– Это Апельсиновый ручей,– объяснил Щелкунчик,–
он впадает в Лимонадную реку, которая приведет
нас в столицу Королевства сластей –
Конфетенбург.
И вот Мари и Щелкунчик оказались в городе. На
площади толпились веселые жители сказочного
королевства. Кого тут только не было! Солдатики в
серебряных мундирах и пастухи с пастушками.
Здесь был озорник Петрушка и всегда печальный
Пьеро, нарядные куклы и куклы-замухрышки. И все
они приветствовали Щелкунчика громкими криками:
– Добро пожаловать в Конфетенбург! Добро
пожаловать дорогой Принц!
УСМАНОВА ДИАНА: – Милый Принц, наконец-то ты
вернулся!
– Вот кому я обязан своим чудесным спасением!
Если бы не вмешательство этой храброй девушки,
меня загрыз бы Мышиный король. А ее преданность и
любовь вернули мне мой прежний облик! – И
Щелкунчик торжественно представил всем Мари.
Принцессы горячо благодарили спасительницу их
брата.
А потом во дворце веселый праздник: песни, шутки,
танцы. Каждому хотелось покрасоваться перед
Мари, хоть чем-нибудь да удивить ее. Звонкий голос
трубы начал свою горделивую песню: то выступали
прекрасные испанки. Защелкали кастаньеты,
затопали каблучки, закружился вихрь красных
мантилий…
№12. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняет Усманова Диана 4
класс.
№12. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр –
трек 12.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Потом зазвучала нежная восточная мелодия. Появились маленькие арапчата: заскользили в плавном танце их блестяще-коричневые гибкие тела.
№13. АРАБСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняют Сухарева Н. и
Усманова Д. (ансамбль)
№13. АРАБСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек
13.
БОРКОВА ВИКА: Раздался пронзительный свист флейты. Смешные китайчата запрыгали, завертелись, как заводные – будто кто-то невидимый дергал сзади за веревочку. Уже перестала звучать музыка, а они никак не могли остановиться и забавно качали головками.
№14. КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняют Кудашева Н. и
Ваганова Л. (ансамбль)
№14. КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр –
трек 14.
ЛАХОНИНА НАДЯ: Давно уже рвался вперед неугомонный Петрушка. Наконец, пришел и его черед: топнул ногой, подхватил под руки подружек-матрешек и пустился с ними в пляс. – Пляши веселей, каблуков не жалей!
№15. РУССКИЙ ТАНЕЦ (ТРЕПАК) Исполняет Ваганова Лена.
№15. РУССКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек 15.
ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Вдруг весь зал заполнили ожившие цветы– розы, нарциссы, гвоздики. Они окружили Мари и Принца, даря им своеблагоухание и красоту. Под звуки чарующего вальса цветы начали свой живописный танец.
№16. ВАЛЬС ЦВЕТОВ. Исполняет Боркова Вика 5
класс.
№16. ВАЛЬС ЦВЕТОВ. Симфонический оркестр – трек 16.
УСМАНОВА ДИАНА: Как счастлива Мари! Весь этот бал, и цветы, и музыка– все для нее! И главное, рядом с ней верный друг Щелкунчик. Как хорошо им было вместе! А волшебная музыка все кружила их в танце.
№17. ДУЭТ МАРИ И ПРИНЦА. Исполняет Михура Степан
5 класс.
№17. ДУЭТ МАРИ И ПРИНЦА. Симфонический оркестр –
трек 17.
ЛАХОНИНА НАДЯ: А потом танцевали все – и
принцессы, и пажи, и цветы, и Мари, и Принц. Мари
чувствовала, что у нее от усталости уже ноги не
попадают в такт музыке и слипаются глаза. В
разгар общего веселья она потихоньку
выскользнула из зала в соседнюю комнату и там в
изнеможении опустилась в кресло. До Мари
доносились нежные, словно звон хрустальных
колокольчиков звуки. Они становились все тише,
тише, пока не растаяли совсем.
Мари погрузилась в сладкие волны дремоты…
№18. МАРИ (Вариация) Исполняет Сухарева Н.
№18. МАРИ. Симфонический оркестр – трек 18.
ВАГАНОВА ЛЕНА: Первые солнечные лучи заглянули
в окошко, осветили гостиную и добрались до
маленькой девочки, крепко спавшей в кресле. Один
озорной лучик принялся весело играть с ней.
Девочка недовольно прогнала его: уйди, дай еще
поспать! – и тут же проснулась.
Мари в изумлении осмотрела знакомую комнату.
Взгляд ее упал на смешного деревянного
человечка, который лежал у нее на коленях. И тут
Мари показалось, что Щелкунчик лукаво улыбается
и заговорщически подмигивает ей.