Концерт класса. П.И. Чайковский. Музыкальная сказка "Щелкунчик"

Разделы: Внеклассная работа


ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер уважаемые гости, преподаватели, учащиеся нашей школы и их родители. Мы рады приветствовать вас в нашем зале!
Cегодня мы представим вашему вниманию СКАЗКУ. Она – НЕОБЫКНОВЕННАЯ! И не потому, ребята, что в ней есть злая колдунья, принц, апельсиновые реки, и не потому, что в ней с героями происходят разные превращения, – всего этого много и в других сказках. А необыкновенная она потому что – МУЗЫКАЛЬНАЯ! И рассказывать ее будет музыка: озорная и грустная, нежная и торжественная. Расскажет вам удивительную историю Щелкунчика и Мари.
Написал эту музыку замечательный русский композитор, наш соотечественник – Петр Ильич Чайковский в 1892 году. Он написал музыку к балету на сюжет сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”.
Раньше балет считали жанром малозначительным. Музыка в балете никого не интересовала. Целью балетного спектакля было развлечение знатной публики. Эта публика шла на балет, чтобы взглянуть на заезжую знаменитую балерину, да полюбоваться красочными костюмами и пышными декорациями.
Подобное отношение к балету вызывало возмущение Чайковского. Он считал, что настоящее искусство, в том числе и искусство хореографии, не может существовать для забавы, для пустого развлечения. И своим балетом (вернее 3) совершил подлинную РЕФОРМУ. Впервые главным действующим лицом спектакля стала МУЗЫКА. Именно она наполнила балет новым смыслом, подняла его до уровня серьезных жанров – таких как опера и симфония.
Вслушайтесь, ребята, в чудесные звуки и музыка поведет вас за собой в волшебный мир сказки.

Произошло все в новогоднюю ночь!

Звучит УВЕРТЮРА. Исполняет Лахонина Надежда 5 класс.

Нотный материал: облегченное переложение для фортепиано Н.Адлер.
Вслед за сольным исполнением звучит симфонический оркестр (СD-диск): УВЕРТЮРА – оригинал (музыка балета П.И.Чайковского).

СУХАРЕВА НАСТЯ: …Мари, ее брат Фриц и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки – какой-то скрип, тихий стук, шорохи и шелест. Дети догадывались: там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку. А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчас под елкой!

Но почему-то в этот новогодний вечер время словно совсем остановилось?

№1. НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР. Исполняет Усманова Диана 4 класс.

НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР. Симфонический оркестр – трек 2. №1.

СУХАРЕВА НАСТЯ: Кажется, все готово. Можно начинать праздник.
– Входите, дети!– господин советник распахнул настежь двери. Шумной стайкой ворвались ребятишки в комнату и … застыли на пороге от удивления и восторга.
Посреди комнаты сияла огнями красавица-елка. На ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пестрые конфеты, светились золотые и серебряные шары.
Но вот грянул марш, и хозяин дома приступил к раздаче подарков. Какой тут поднялся шум и гам! Да еще этот задорный марш: не заметишь, как ноги сами начинают отбивать ритм. И вот уже Мари, Фриц и их гости маршируют вокруг елки, прижимая к груди драгоценные подарки.

№2. МАРШ. Исполняет Журович Юля 5 класс.

№2. МАРШ. Симфонический оркестр – трек 3.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: И вдруг веселье смолкло. Появился странный гость в черной маске и в черном плаще до пят. Он вбежал стремглав в гостиную, размахивая руками и неуклюже путаясь в своем плаще. В то же мгновение раздался бой часов и тревожно захлопала крыльями сова.

№3. ТАИНСТВЕННЫЙ ГОСТЬ. Исполняет Кудашева Наташа 3 класс.
№3. ТАИНСТВЕННЫЙ ГОСТЬ. Симфонический оркестр – трек 3.

ВАГАНОВА ЛЕНА: Притихли дети. Испуганно жмутся поближе к своим папам и мамам. Но вот таинственный гость сбросил плащ и маску.
– Да ведь это наш Дроссельмейер!– закричала Мари. Тут все узнали своего старого друга старшего советника Дроссельмейера– великого искусника и выдумщика.
А он уже дал знак принести подарки. Что же смастерил он на этот раз? Слуги внесли большую табакерку. С таинственным видом обошел ее Дроссельмейер, потом вставил ключик, повернул разок и … из табакерки выпрыгнули Арлекин и Коломбина! Они начали плясать и плясали, пока не окончился завод.

.

№4. ЗАВОДНЫЕ КУКЛЫ. Исполняет Лахонина Надежда 5 класс.

№4. ЗАВОДНЫЕ КУКЛЫ. Симфонический оркестр – трек 4.

img15.gif (2856 bytes)

БОРКОВА ВИКА: Мари и Фриц были в восторге от новых игрушек. Они хотели унести подарки в детскую. Но советник Штальбаум строго сказал, что дети могут сломать такие искусные и дорогие игрушки. И он поскорее спрятал их в шкаф, на самую верхнюю полку.
Фриц надулся, а Мари даже заплакала от огорчения. И тогда Дроссельмейер протянул ей еще одну игрушку – маленького деревянного человечка.
Что за замечательный это был человечек! Правда, он был не очень-то складный. Признаться, он был просто уродлив – широкое плотное туловище на тонких и коротких ножках, чересчур большая голова с нелепой косичкой. Но зато одет он был щегольски: гусарский мундир, весь в пуговицах и начищенные до блеска сапожки. А какое приветливое у него было лицо, какие добрые и ласковые глаза!

СУХАРЕВА НАСТЯ: Некрасивый человечек очень понравился Мари.
– Как его зовут и что он умеет делать? – спросила она у Дроссельмейера.
– Его имя Щелкунчик, а его ремесло – щелкать твердые орехи. Дроссельмейер потянул человечка за деревянную косичку и тот широко раскрыл рот, показав два ряда острых зубов. Мари положила ему в рот орех, – щелк, щелк! – скорлупа разлетелась, а на ладошке у нее оказалось маленькое аппетитное ядрышко.

№5. ЩЕЛКУНЧИК. Исполняют Журович Юля и Лахонина Надя (ансамбль)

№5. ЩЕЛКУНЧИК. Симфонический оркестр – трек 5.

УСМАНОВА ДИАНА: К Мари присоединилась ее подружка Луиза, и Щелкунчик принялся весело грызть для девочек орешки. Казалось, он делал это с большой охотой,– так он любезно при этом улыбался. Правда, и подружки старались выбирать орехи самые маленькие, чтобы Щелкунчику было не трудно с ними справиться.
Веселое «щелк-щелк» привлекло внимание Фрица.
– И я, и я! И мне!– закричал Фриц и схватил Щелкунчика. Мальчик стал совать ему самые большие орехи,– бедный человечек только и успевал открывать и закрывать рот. И вдруг… «крак»– у Щелкунчика выпали три зуба и нижняя челюсть беспомощно отвисла.
– Что за бездельник! Взялся щелкать орехи, да не умеет!– и Фриц бросил сломанную игрушку на пол.
«Бедный, бедный Щелкунчик!»– Мари бережно подняла человечка и подвязала его сломанную челюсть белой ленточкой; уложила больного Щелкунчика и стала тихонько напевать ему ласковую песню.

№6. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Исполняют Журович Юля и Лахонина Надя (ансамбль)
№6. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Симфонический оркестр – трек 6.

img26.jpg (29289 bytes)

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: А между тем веселый праздник продолжался. Мальчишки во главе с Фрицем оседлали своих гнедых коней и носились по залу с гиканьем и криками. Да еще били в барабаны и дудели в трубы.
– Ну перестаньте же так шуметь!– не выдержал господин советник.– Давайте лучше станцуем гросфатер! – обратился он к гостям. – Ах, я помню, моя бабушка так любила танцевать этот танец!
Глядя, как танцуют гости, очень серьезно и сосредоточенно, Мари представила на минутку, что это ее старенькая прабабушка выделывает ногами такие уморительно важные па, и не могла удержаться от смеха.

№7. ТАНЕЦ ГРОСФАТЕР. Исполняет Сухарева Настя 5 класс.

№7. ТАНЕЦ ГРОСФАТЕР. Симфонический оркестр – трек 7.

ЛАХОНИНА НАДЯ: Время позднее. Все устали. Пора по домам. Гости стали наперебой благодарить хозяев за чудесный новогодний праздник.
– Мари, Фриц, скорее спать! А то вас завтра не добудишься!– строго сказала госпожа советница.
Ночь. Спит дом. Темно в гостиной. Но вот заглянула в окошко луна. Скрипнула дверь. Это Мари тайком прокралась в гостиную. Ей не спиться: как там бедный Щелкунчик? Удобно ли ему, хорошо ли он укрыт? Но вот Мари уже возле шкафа с игрушками, достала Щелкунчика и заговорила с ним.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: – Щелкунчик, милый, ты уж прости, пожалуйста, Фрица. Я знаю, он это сделал случайно. Мари не успела договорить. Она вдруг почувствовала, что кукла у нее в руках потеплела и шевельнулась. В страхе Мари поставила ее назад, на полку. И Щелкунчик заговорил!
МИХУРА СТЕПАН: – О, дорогая Мари! Как вы добры, как много сделали для меня! Вы пожалели уродливого Щелкунчика. А я ведь не всегда был таким. Это чары злой Мышильды, королевы Мышиного царства. Я обречен влачить жалкое существование до тех пор, пока верная любовь не освободит меня от колдовства. Но кто полюбит гадкого уродца?– с грустью добавил он.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Мари хотелось крикнуть, что она готова помочь Щелкунчику, и совсем неважно, что он некрасив … Но страх сковал ее, она не могла вымолвить ни слова и в оцепенении опустилась на стул.
Захрипели часы. «Бум! Бум!»– пробило двенадцать раз. Мари с ужасом увидела, что вместо совы на часах появился Дроссельмейер и замахал своим черным плащом как крыльями. И тут же отовсюду послышался писк, визг, шипенье, заскреблись сотни коготков: мыши! мыши! Множество мышей вылезало из всех щелей.

№8. МЫШИ. Исполняет Журович Юля 5 класс.
№8. МЫШИ. Симфонический оркестр – трек 8.

ВАГАНОВА ЛЕНА: Грозной серой лавиной мышиная рать с Мышиным королем во главе двигалась прямо к шкафу. А там все уже пришло в движение: строилась пряничная гвардия, выступали полки оловянных солдатиков, готовились к бою великолепные гусары Фрица. А командовал игрушечным войском Щелкунчик.
– Трубачи, трубите сбор! К оружию! Барабанщик, бей общее наступление! Битва началась.

№9. БИТВА. Исполняет Усманова Диана 4 класс.
№9. БИТВА. Симфонический оркестр – трек 9.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Ах, как храбро дралась армия Щелкунчика! С каким ожесточением! Но Мышиный король вводил в бой все новые и новые силы. И вот уже Мышиный король с победным писком подбирается к горлу бедного Щелкунчика, еще миг и …
И тут Мари словно очнулась. Не отдавая себе отчета в том, что делает, Мари сняла с ноги туфельку и швырнула ее изо всех сил прямо в голову Мышиного короля.
Разом все пропало: исчезли мыши, опустела комната. И только один Щелкунчик лежит на полу – неподвижный, без дыхания. С плачем бросилась к нему Мари.– О, милый Щелкунчик! Очнись, очнись! Ты не мог погибнуть! Ведь я так люблю тебя!

СУХАРЕВА НАСТЯ: И тут произошло чудо … Щелкунчик открыл глаза. Но разве это Щелкунчик, уродливая деревянная кукла? Принц, прекрасный юноша протягивал руки своей спасительнице.
Волшебная сила преобразила все вокруг. До фантастических размеров увеличилась новогодняя елка, а игрушки на ней стали почти с человеческий рост. И Мари выросла – она уже больше не ребенок. Девушка доверчиво оперлась на руку Принца, она готова следовать за ним повсюду.

№10. МАРИ И ПРИНЦ. Исполняют Михура С. и Боркова В. (ансамбль)

№10. МАРИ И ПРИНЦ. Симфонический оркестр – трек 10.

ЛАХОНИНА НАДЯ: – О, бесценная Мари! Соблаговолите идти за мной, и я поведу вас в свое сказочное королевство. Вы увидите столько диковинок! Вдруг налетел порыв ветра, и завертелись, закружились в воздухе мягкие снежинки-пушинки.

№11. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ. Исполняют Боркова В. и Михура С. (ансамбль)

№11. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ. Симфонический оркестр – трек 11.

ВАГАНОВА ЛЕНА: Вдруг дорогу преградил широкий бурный ручей. От него исходил такой чудный аромат, что у Мари даже дух захватило.
– Это Апельсиновый ручей,– объяснил Щелкунчик,– он впадает в Лимонадную реку, которая приведет нас в столицу Королевства сластей – Конфетенбург.
И вот Мари и Щелкунчик оказались в городе. На площади толпились веселые жители сказочного королевства. Кого тут только не было! Солдатики в серебряных мундирах и пастухи с пастушками. Здесь был озорник Петрушка и всегда печальный Пьеро, нарядные куклы и куклы-замухрышки. И все они приветствовали Щелкунчика громкими криками:
– Добро пожаловать в Конфетенбург! Добро пожаловать дорогой Принц!

УСМАНОВА ДИАНА: – Милый Принц, наконец-то ты вернулся!
– Вот кому я обязан своим чудесным спасением! Если бы не вмешательство этой храброй девушки, меня загрыз бы Мышиный король. А ее преданность и любовь вернули мне мой прежний облик! – И Щелкунчик торжественно представил всем Мари. Принцессы горячо благодарили спасительницу их брата.
А потом во дворце веселый праздник: песни, шутки, танцы. Каждому хотелось покрасоваться перед Мари, хоть чем-нибудь да удивить ее. Звонкий голос трубы начал свою горделивую песню: то выступали прекрасные испанки. Защелкали кастаньеты, затопали каблучки, закружился вихрь красных мантилий…

№12. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняет Усманова Диана 4 класс.
№12. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек 12.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Потом зазвучала нежная восточная мелодия. Появились маленькие арапчата: заскользили в плавном танце их блестяще-коричневые гибкие тела.

№13. АРАБСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняют Сухарева Н. и Усманова Д. (ансамбль)
№13. АРАБСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек 13.

БОРКОВА ВИКА: Раздался пронзительный свист флейты. Смешные китайчата запрыгали, завертелись, как заводные – будто кто-то невидимый дергал сзади за веревочку. Уже перестала звучать музыка, а они никак не могли остановиться и забавно качали головками.

№14. КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ. Исполняют Кудашева Н. и Ваганова Л. (ансамбль)
№14. КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек 14.

ЛАХОНИНА НАДЯ: Давно уже рвался вперед неугомонный Петрушка. Наконец, пришел и его черед: топнул ногой, подхватил под руки подружек-матрешек и пустился с ними в пляс. – Пляши веселей, каблуков не жалей!

№15. РУССКИЙ ТАНЕЦ (ТРЕПАК) Исполняет Ваганова Лена.

№15. РУССКИЙ ТАНЕЦ. Симфонический оркестр – трек 15.

ЖУРОВИЧ ЮЛЯ: Вдруг весь зал заполнили ожившие цветы– розы, нарциссы, гвоздики. Они окружили Мари и Принца, даря им своеблагоухание и красоту. Под звуки чарующего вальса цветы начали свой живописный танец.

№16. ВАЛЬС ЦВЕТОВ. Исполняет Боркова Вика 5 класс.
№16. ВАЛЬС ЦВЕТОВ. Симфонический оркестр – трек 16.

УСМАНОВА ДИАНА: Как счастлива Мари! Весь этот бал, и цветы, и музыка– все для нее! И главное, рядом с ней верный друг Щелкунчик. Как хорошо им было вместе! А волшебная музыка все кружила их в танце.

№17. ДУЭТ МАРИ И ПРИНЦА. Исполняет Михура Степан 5 класс.
№17. ДУЭТ МАРИ И ПРИНЦА. Симфонический оркестр – трек 17.

ЛАХОНИНА НАДЯ: А потом танцевали все – и принцессы, и пажи, и цветы, и Мари, и Принц. Мари чувствовала, что у нее от усталости уже ноги не попадают в такт музыке и слипаются глаза. В разгар общего веселья она потихоньку выскользнула из зала в соседнюю комнату и там в изнеможении опустилась в кресло. До Мари доносились нежные, словно звон хрустальных колокольчиков звуки. Они становились все тише, тише, пока не растаяли совсем.
Мари погрузилась в сладкие волны дремоты…

№18. МАРИ (Вариация) Исполняет Сухарева Н.
№18. МАРИ. Симфонический оркестр – трек 18.

ВАГАНОВА ЛЕНА: Первые солнечные лучи заглянули в окошко, осветили гостиную и добрались до маленькой девочки, крепко спавшей в кресле. Один озорной лучик принялся весело играть с ней. Девочка недовольно прогнала его: уйди, дай еще поспать! – и тут же проснулась.
Мари в изумлении осмотрела знакомую комнату. Взгляд ее упал на смешного деревянного человечка, который лежал у нее на коленях. И тут Мари показалось, что Щелкунчик лукаво улыбается и заговорщически подмигивает ей.