«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», – говорил Иосиф Гофман. Это мнение и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто преуспел в чтении нот благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт – первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевает столь необходимым для профессионала умением чтения нот с листа (3).
Навык чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста.
В структуре работы концертмейстера важная роль принадлежит ознакомлению с новым музыкальным репертуаром. Теория и практика подготовки профессионального музыканта свидетельствуют, что способность к беглому чтению нотного текста – один из важных факторов развития комплекса музыкальных способностей. Показать эту связь, раскрыть при этом особенности и закономерности квалифицированного чтения с листа – задача данной работы, в которой будут рассмотрены следующие основные положения:
- способность к чтению с листа, в отличие от умений и навыков, необходимых в других видах игры по нотам, обладает статусом художественной деятельности. это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации. только с этих позиций можно понять специфику, ведущую психологическую установку чтения;
- способность эмоционально-образного переживания музыки управляет нахождением конкретных исполнительских средств, а не наоборот. в то же время приемы технического освоения произведения с листа и его художественно-образного постижения не одинаковы и требуют различного подхода. так же различаются приемы самообучения и обучения беглому чтению;
- чтение с листа есть основной способ работы музыканта на этапе ознакомления с новым произведением. в силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей чтение с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей.
Знание основных закономерностей и принципов чтения музыки с листа может существенно облегчить решение задач практической методики обучения и самообучения быстрому чтению.
1. Общая характеристика чтения с листа. Определение понятия.
В музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в композиции, другие в сольном исполнительстве, третьи – в концертмейстерской работе.
То же наблюдается и в таком виде музыкально-исполнительской деятельности, как игра с листа. Тогда как большинство музыкантов усердно разучивают произведение, единицы блестяще проигрывают его с листа – не занимаясь деталями. Последнее есть не что иное, как «божий дар».
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения. Под игрой с листа – непрерывное исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте (3).
Польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит самостоятельную деятельность любого профиля – чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность, по мнению ученого, является основной для таких специальностей, как концертмейстер, ансамблист и дирижер. Игра по нотам может и не быть чтением с листа. Если принять за критерий точность воспроизведения нотного текста и характер музыкально-исполнительской задачи, то можно различать несколько видов игры по нотам.
Однако не все виды имеют
художественно-образную природу. Чтение музыки с
листа является наиболее сложной разновидностью
игры по нотам и обладает статусом художественной
деятельности. Многие мастера, отмечая
своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в
процессе беглого проигрывания «не все
прочитывается как следует» (Г.Нейгауз),
допускаются и «ноты фальшивые» (М.Гринберг) и
«темп приблизительный» (К.Игумнов). Нельзя
ставить обязательной задачей точное выигрывание
всех нот и тонких нюансов.
Таким образом, сыграть произведение с листа
означает не просто бегло проиграть его без
предварительного разучивания. Первоначальное
прочтение предполагает прежде всего
проникновение в его художественную сущность.
Первое яркое впечатление возникает только в
результате интерпретации музыкального
содержания, как бы оно ни было приблизительным и
несовершенным.
Обобщая сказанное выше, можно так определить понятие «чтение с листа». Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи (Презентация. Слайд 2).
2. Теоретическая модель чтения
Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста.
Чтение музыки с листа – сложный психофизический процесс. Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных его составляющих. Теоретическая модель позволяет понять особенности ее структуры и функционирования. Современная наука использует метод моделирования.
Для понимания механизмов чтения с листа мы представим ее объяснительную, теоретическую модель. (Приложение 1; Презентация. Слайд 3).
Будем рассматривать беглое чтение нот как целостную деятельность человека. Обратимся к нашей схеме – системе вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие. Речь пойдет о смыслах, образах и «кодах дешифровки» нотного текста.
Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали (Презентация. Слайд 4).
Далее, переходим на более высокий уровень – второй квадрат. Здесь пианист имеет дело с клавишами своего инструмента.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений и их обобщений. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, их пространственные представления, связанные с аппликатурой, а также типовые формулы фортепианной фактуры («ключевые формулы», по Ф.Листу). (Презентация. Слайд 5)
Третий квадрат представляет выход в звук – в звуковой образ. Мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. Происходит чудодейственное превращение: включаются слуховой опыт, музыкально-слуховые представления. Благодарявнутреннемуслышаниюпроисходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие (Презентация. Слайд 6).
Еще важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты.
Предсказуемость зависит от двух взаимосвязанных факторов. Первый относится к объекту чтения и характеризует меру сложности сообщения, степень упорядоченности его элементов. Чем выше формальная упорядоченность текста, тем легче предугадать его продолжение. Второй фактор относится к субъекту и связан с «начитанностью» пианиста.
Самый высокий уровень чтения с листа – уровень художественного образа. Ядром сферы художественного образа является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи (Презентация. Слайд 7).
Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Это то, что дано музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в итоге определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий.
Эта модель показывает недостаточность принципа «вижу – слышу – играю». Теоретический анализ позволяет говорить еще об одном механизме.
Это эмоционально-образное переживание музыкального содержания, художественный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю». Самый важный факт – это положение звена «переживаю». В зависимости от его местоположения можно судить об уровне, квалификации беглого чтения (Презентация. Слайд 8).
Коротко изложим три пункта: этапы, условия и приемы беглого чтения. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра). Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму (Презентация. Слайд 9).
Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот (Приложение 2). Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Четвертое условие – художественно-образное прочтение – обычно не упоминается в литературе о чтении с листа. Однако последние исследования подтверждают необходимость введения этого условия.
Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он – важный показатель осмысленности чтения (Приложение 3).
Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед».
3. Развитие навыка аккомпанемента с листа
Существуют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служит прочной основой навыка игры по нотам.
Прежде всего должна быть сформирована, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.
Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм (всех) и упражнений (например, 11 положений). Выучивается сначала аппликатура. Затем гаммы и упражнения могут играться «вслепую» не глядя на руки. Внимание направлено на звучание и артикуляцию.
При исполнении пьес с широкими ходами, скачками необходима рациональная посадка за инструментом, при которой в поле зрения исполнителя оказывается и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре. Исполнитель читает сначала тот текст, который расположен в нижней части нотной страницы. Текст этот (три последние строки) попадает в фокус зрения; руки же и клавиатура оказываются в сфере периферического зрения: это значит, что поначалу исполнитель видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчетливыми. Впоследствии эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа. Этот метод применяется при обучении чтению, как детей, так и взрослых, которые несвободно читают с листа как раз из-за плохой ориентировки рук на клавиатуре.
В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное (как запись вокальной, скрипичной или флейтовой музыки), но и вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два вопроса: восприятиепо горизонтали и восприятиепо вертикали.
Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно в связи с привычкой читать словесный текст. Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы.
Навык быстрого охвата нотного текста по вертикали развивается также при помощи упражнений:
- аккордовая последовательность исполняется в форме гармонической фигурации, начиная от баса.
- текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется аккордами («сжимается»).
Упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развернутой вертикали».
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, укажем на так называемоефотографирование.Исполнителю «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент. В процессе этого упражненияувеличиваются скорость восприятия и объем запоминаемых фрагментов.
Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки. Так же определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста.
Е. Шендерович, предлагает поэтапную методику овладения навыком чтения аккомпанемента с листа. Такой навык формируется из нескольких стадий постепенного охвата трехстрочной партитуры:
- играются только сольная и басовая партии. пианист приучается следить за партией солиста;
- исполняется вся трехстрочная фактура, путем приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда меняя последовательность звуков, снимая удвоения. при этом сохраняется звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом;
- пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая. при этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы певец взял дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация;
- пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии; хорошо выгравшись в аккомпанемент, подключает вокальную строчку.
Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Знание оркестровки для концертмейстера здесь не менее важно, чем в оперных ариях (10).
Зная по личному опыту, что в школе приходится много играть по нотам, мною взят на вооружение такой прием, как эскизное изучение произведения. Этот прием не ставит конечной целью концертное проигрывание произведения.
Аккомпанемент с листа – это более сложное явление, чем чтение с листа сольных фортепианных произведений, т.к. возникают еще и задачи чисто ансамблевого характера.
Знание основных принципов чтения с листа, этапов работы с произведением, умение выбрать тот или иной прием для беглого чтения с листа, ориентировка в фактуре, жанровых и стилевых особенностей нотного текста невозможно без систематического совершенствования пианистических навыков, также невозможно грамотно интерпретировать музыкальный материал, глубоко познать и донести его до слушателей.
Таким образом, увеличению объема репертуара и ускорению темпов его прохождения служат такие формы работы, как чтение с листа и эскизное разучивание музыкальных произведений. Интенсивное развивающее воздействие их состоит в том, что они:
- обеспечивают приток богатой и разнохарактерной информации и служат пополнению багажа знаний концертмейстеров, «раздвижению» их профессиональных горизонтов;
- способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления, вследствие особого эмоционального подъема при знакомстве с новым репертуаром;
- создают основу для работы интуиции, требуя максимального внимания не к отработке деталей, а к целостному охвату и воплощению звукового образа;
- стимулируют развитие личностных интересов, используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного процесса выбора;
- обогащают пианистические навыки, расширяя возможности исполнительского общения;
- способствуют пианистическому росту, поощряя попытки преодоления опережающих исполнительских трудностей.
Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность – неоценимое качество. Исполнение тем богаче, тем больше слышит сам исполнитель.
В практической музыкально-педагогической деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать нотный текст с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает репертуар, дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах. Конечно, развитие данного умения происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и различные сложившиеся музыкальные способности, и психофизиологические свойства личности исполнителя и многое другое.
Но без этих навыков, общепризнанно, нельзя стать не только профессиональным, но и просто хорошим концертмейстером.
Литература
- Арановская И.В. Культурно-художественный контекст профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в высшей школе. – М.: Музыка и время. – 2002. – №5, 2003. – №4.
- Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. – М.,1937.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Издательский дом «Классика-21 век», 2008.– 68с.
- Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М.,1968.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,1994.
- Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. / О работе оперного концертмейстера. Сост. М. Смирнов М.А. – М.: Музыка, 1974.
- Ражников В. Исследование музыкального исполнительского образа //Вопросы психологии. – 1978. – №2.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
- Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами // Вопросы инструментальной подготовки. – М.,1971.
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.