Урок музыки "Давайте сохраним ромашку на лугу". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


– Добрый день дорогие ребята и гости. Сегодня мы поговорим о природе. И классный час я хочу начать с загадки:

Маленькое солнышко на моей ладошке,
Беленький цветочек на зеленой ножке
С белым ободочком желтые сердечки
Сколько на лугу их, сколько их у речки
Зацвели цветочки – наступило лето,
Из цветочков белых вяжутся букеты
В глиняном кувшине, в банке или в чашке
Весело теснятся крупные … (ромашки)

– Разговор пойдет о Ромашке. А что нужно, для того чтобы у ромашки были крупные цветы, а не мелкие, чтобы она привлекала своей красотой, людей, пчел, насекомых?
– Надо её беречь.
– И тема классного часа: «Давайте сохраним ромашку на лугу…»
– А, что для этого нужно?

Цель: воспитывать бережное отношение к родной природе.

Задачи: учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

России малая частица,
Земля похожая на рай:
Листва берез, разлив пшеницы –
Все это ты – Хакасский край.

Звучит музыка «Времена года» Чайковского (Март. Песня жаворонка) Ученик читает стихотворение:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь».

Учащиеся исполняют песню шоу-группы "Саманта" – «Земля полна чудес».

Что в жизни может быть красивей,
Что в жизни может быть милей.
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив полей.

Припев:

Капли утренней росы светлы, чисты
Отражается в них мир и Я, и Ты
Искры солнечных лучей в любом окне
Улыбается заря тебе и мне

Для друзей любая даль не зря близка
Для друзей шумит листва журчит река
Для друзей сквозь облака горит звезда
Для друзей полна чудес земля всегда

Что в жизни может быть чудесней,
Чем эта неба бирюза
Чем ручеёк что льётся песней
Чем детства ясные глаза

Припев:

Что в жизни может быть прекрасней
Чем это море тишины
Чем нашей дружбы звонкий праздник
Во век не знающий войны...

Припев:

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг: какой удивительный прекрасный мир окружает нас! Все то, что мы называем природой: необъятные просторы полей, глубинные бездонные озера, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – всегда были и есть источником красоты, энергии и гармонии.
– А как мы относимся к природе? (Ответы ребят)

Учитель: Грубое, отношение человека к природе привело к губительным результатам. Человечество становится свидетелем истощения ресурсов, многих видов животных, растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы.
Человек своим безумным «хозяйствованием» нарушил равновесие в природе, она оказалась уже не в силах самостоятельно залечить нанесенные ей раны – многие негативные процессы приняли необратимый характер.
Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…». При этом «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.52 Конституции РФ). Экологическая ситуация в нашем городе и стране в целом очень серьезная, поэтому каждый человек должен об этом задуматься.
Указом Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин год 2013 назван «Годом окружающей среды»

О красоте природы воспевают, композиторы Чайковский, Рахманинов, языком красок говорят художники Айвазовский, Репин, Васнецов, поэты Есенин Пушкин. А Михаил Дудин в своём стихотворение: «Берегите Землю» говорит так: (ученики читают стихотворение «Берегите Землю»)

1-й чтец:

Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.

2-й чтец:

Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века –
Старается всегда предупредить.

3-й чтец:

Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна
Берёт с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведёт всегда.

4-й чтец:

Приходит день – опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится, и тяжко –
Так наступает жуткая пора.

5-й чтец:

А может и такое вдруг случиться,
Что всё живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!

6-й чтец:

Лишь миг, всего одно мгновенье –
И всё живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесёт глобальная беда.

7-й чтец:

О Люди! Надо быть мудрее.
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее
И навсегда покончите с войной.

8-й чтец:

О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.

Учитель: Спасибо ребята. Насколько вы хорошо знаете природу, насколько вы ею дорожите, покажут соревнования. Для этого мы разделимся на 2 команды

Задание 1. Отгадай загадку.

1. Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу
Цветочки! Цветочки!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.

2. В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река
Голубой глазок букета
Затерялся на лугах.

3. Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.

4. Здесь у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой
Кашки алой – не сочтешь.

5. Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит

Задание 2. «Птичьи разговоры»

Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой напечатан вопрос. На размышление дается 30 сек. Если члены одной команды не могут ответить на вопрос, отвечает другая команда.

  1. Какая птица может летать хвостом вперед?
  2. Какая птица выше всех летает?
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая?
  4. Какая птица в мире самая большая?
  5. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
  6. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

Задание 3. «Знаем ли мы родной край»

Каждой команде назвать по 3 вида растений, животных занесенных в Красную книгу Республики Хакасия.

Растения:
Животные:

Задание 4. Домашнее задание «Правила поведения на природе»

Тема мини-проектов для подготовки дается заранее, дети готовятся и защищают свои проекты. По одному от каждой команды.

Учитель читает стихотворение:

Красота родная, русская
Как ты сердцу дорога.
Вот иду тропинкой узкою
Через рощи и луга.
Здравствуй, речка говорливая,
Над зеленой крутизной
Не про наши ль дни счастливые
Ты поешь своей волной.
Птичий гам да тень кленовая.
Тишина в лесном краю.
Что ни день, то силы новые
В грудь вливаются мою.

Ученики поют песню «Давайте сохраним». Слова Николая Старшинова
Музыка В.Серебренникова

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Учитель: Ребята, к вам с просьбой обратились цветы. Давайте послушаем их.

Идет показ слайдов цветущих луговых растений. Звучит фонограмма: «Не рвите нас, ребята! Сорвав цветок, вы нас тотчас убиваете и не даете нам произвести потомство. Присмотритесь – на одном растении цветы бывают разные: одни – крупные и красивые, они дадут самые сильные семена, из которых потом вырастут полноценные растения, другие цветы – помельче, и семена они дадут мелкие. А ведь в букеты вы собираете самые красивые цветы, унося, таким образом, с луга лучшие семена».

Учитель: Каждый из нас может внести свой вклад в защиту окружающей нас природы. А, что для этого может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу для будущих поколений?
У вас заготовлены лепестки ромашки, на которых вы запишите свои выводы. Эта ромашка затем будет находиться в классном уголке.

На доске прикреплен ножка, листики и сердцевина ромашки. Ребята прикрепляют лепестки к доске.

Рефлексия:

Звучит фонограмма:

«Наш отчий край, частица ты России.
Тебя мы любим и боготворим.
Цвети, расти и набирайся силы.
Тебе слова признанья говорим».

– Свои отзывы, впечатления о мероприятии на пишите на ромашках и прикрепите их на полянку.

На доске ватман с изображенной поляной. Ученики пишут

Презентация 1

Презентация 2