Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Разделы: Начальная школа


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Самое главное, на мой взгляд то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения читать. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты общеучебного характера.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука, буквой), моделирования (например , состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).Изучение русского языка создаёт условия для формирования ориентировке ребёнка в грамматической структуре и обеспечивает успешное усвоение программного материала.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательные действия (объединяющее логическое и знаково-символическое действие), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий. в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношений данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность , распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции к другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно , а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от
сформированности универсальных учебных действий. Универсальные
учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность , то им будет несложно учиться на других этапах.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные
учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свои работы дети вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается
внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не
сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребёнка по
сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в
жизни.

3. Учитель обучает детей приёмам работы в группах, дети вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей,
обучая их , как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не
наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию обнаруживая
противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми
определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с
информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными
источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат
способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности
развивается память и логические операции мышления детей. Учитель
обращает внимание на общие способы действий в той или иной
ситуации.

8. Учитель учит ребёнка делать нравственный выбор в рамках работы с
ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные
формы работы на уроке и внеурочной деятельности.