За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Самое главное, на мой взгляд то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения читать. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты общеучебного характера.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука, буквой), моделирования (например , состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).Изучение русского языка создаёт условия для формирования ориентировке ребёнка в грамматической структуре и обеспечивает успешное усвоение программного материала.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательные действия (объединяющее логическое и знаково-символическое действие), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий. в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношений данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность , распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к
другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции к
другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции,
практически все учащиеся без дополнительной
помощи успешно справляются с предложенным
заданием. Главное здесь речевое проговаривание
учеником выполняемого действия. Такое
проговаривание позволяет обеспечить выполнение
всех звеньев действия контроля и осознать его
содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно , а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во
многом зависит от
сформированности универсальных учебных
действий. Универсальные
учебные действия, их свойства и качества
определяют эффективность образовательного
процесса, в частности усвоения знаний,
формирование умений, образа мира и основных
видов компетенций учащегося, в том числе
социальной и личностной. Развитие универсальных
учебных действий обеспечивает формирование
психологических новообразований и способностей
учащегося, которые в свою очередь определяют
условия высокой успешности учебной деятельности
и освоения учебных дисциплин. Если в начальной
школе у учащихся универсальные учебные действия
будут сформированы в полной мере, то есть
учащиеся научатся контролировать свою учебную
деятельность , то им будет несложно учиться на
других этапах.
Какие же действия учителя позволяют
сформировать универсальные
учебные действия?
1. Для развития умения оценивать свои работы
дети вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего
задания. Обращается
внимание на развивающую ценность любого задания.
Учитель не
сравнивает детей между собой, а показывает
достижения ребёнка по
сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых
знаний. Они вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как
оно пригодится в
жизни.
3. Учитель обучает детей приёмам работы в группах,
дети вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому
решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят
совместно пути их
решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание
самопроверке детей,
обучая их , как можно найти и исправить ошибку. За
ошибки не
наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию
обнаруживая
противоречивость или недостаточность знаний,
вместе с детьми
определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им
пригодятся в работе с
информацией – пересказу, составлению плана,
знакомит с разными
источниками, используемыми для поиска
информации. Детей учат
способам эффективного запоминания. В ходе
учебной деятельности
развивается память и логические операции
мышления детей. Учитель
обращает внимание на общие способы действий в
той или иной
ситуации.
8. Учитель учит ребёнка делать нравственный выбор
в рамках работы с
ценностным материалом и его анализом. Учитель
использует проектные
формы работы на уроке и внеурочной деятельности.