4 декабря в нашей школе прошел городской мастер-класс «Реализация программы «Здоровьесбережение и безопасность всех участников образовательного процесса в коррекционной школе». На мастер-классе был представлен опыт педагогов-психологов школы по формированию толерантности у учащихся как основы психологической безопасности образовательного пространства коррекционной школы.
В нашей школе-интернате обучаются дети с различной степенью нарушения слуха и дети с сочетанными дефектами. Много учащихся (особенно в начальной школе) – представителей различных национальностей. У нас учатся таджики, азербайджанцы, узбеки, русские.
До недавнего времени глухие и слабослышащие учащиеся обучались в разных школах, но сейчас ситуация изменилась. В 2005 году наша школа получила лицензию на обучение слабослышащих. В настоящее время глухие и слабослышащие, учащиеся с КИ, обучаются у нас в школе. Бывают случаи, что и в одном классе учатся дети слабослышащие, кохлеарно имплантированные и среди них может быть один глухой ребенок.
В классах, где учатся дети с сочетанными
дефектам, также учатся вместе представители
разных национальностей и разной степени
снижения слуха, а также кохлеарно
имплантированные дети.
У нас были случаи в школе, когда родители
слабослышащих учащихся были против того, чтобы в
их классе обучался и глухой ребенок
Кроме того, общество слышащих людей еще не в достаточной мере готово принять наших учащихся с нарушениями слуха, для ребят с ОВЗ окружающая среда все еще не является доступной.
Поэтому воспитание толерантности у детей для нас имеет большое значение.
Воспитание толерантности у детей мы начинаем с формирования толерантности у родителей и педагогов. Только в той среде, где окружающие взрослые толерантны, можно приступать к формированию толерантности у детей. Если психолог на занятиях будет говорить о толерантности, а возвращаясь в класс или приходя домой, ребенок будет видеть проявления нетерпимости учителя или родителей к тому или иному ребенку или человеку, то у ребенка возникнет когнитивный диссонанс, как следствие – повышенная тревожность , если ситуация будет продолжаться, то может привести и к возникновению невроза у ребенка.
Из курса возрастной психологии нам известно, что дети учатся тем или иным моделям поведения в первую очередь у своих родителей. Если родители демонстрируют терпимое отношение к одноклассникам своих детей, невзирая на различия в физических или национальных признаках, то и дети тоже будут, перенимая эту модель поведения у взрослых, терпимо относиться к различиям друг друга.
Поэтому целью нашей психологической работы с родителями учащихся мы поставили знакомство родителей друг с другом, коррекцию негативного отношения родителей к учащимся другой национальности, другой степени выраженности дефекта, сплочение родителей, формирование родительского коллектива . Как же этого добиться? Мы организовали встречи родителей в формате «Родительской гостиной». Менее формальная обстановка, чем на обычных родительских собраниях, решение общих вопросов, активные формы групповой работы, совместное выполнение творческих заданий – все это позволяет родителям познакомиться и сблизиться, зная проблемы того или иного родителя, стать более терпимыми и друг к другу, и к детям.
Толерантными важно быть и педагогам (особенно пришедшим к нам в школу из массовых школ). Бывает трудно и педагогам толерантно относиться к детям с ОВЗ, поэтому специалисты службы психолого-педагогического сопровождения оказывают психологическую поддержку педагогам в виде индивидуальных консультаций, а также семинаров различной тематики («Стрессоустойчивость педагога», «Девиантное поведение детей и подростков», «Имидж педагога» и т.д.).
Толерантность – это нравственное качество, и также как и любое другое нравственное качество, она не является врожденной. Это качество необходимо формировать.
Основой для формирования толерантности у детей мы считаем формирование таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, заботливость и т.д. Начинаем мы это воспитание с начальной школы. Мы разработали программу коррекционно-развивающих занятий «Черты характера человека» (Приложение 1), где учащиеся знакомятся с основными нравственными характеристиками (добрый – злой, честный – лживый, щедрый – жадный, трудолюбивый – ленивый).
Также воспитанию у учащихся доброты, чувства любви к близким служит проведение психологических акций «Открытое письмо маме», «Я люблю Вас, мой учитель!», «Мама, я тебе люблю». Цель у этих акций – формирование у учащихся чувства любви к близким людям, в первую очередь к маме, родственникам семье, а также к людям, которые каждый день с ними взаимодействуют – педагогам и воспитателям (Приложение 2).
Эти мероприятия направлены на удовлетворение требований ФГОС НОО, воспитывая у учащихся начальной школы такие личностные УУД как понимание эмоций других людей, понимание основ нравственных ценностей, уважение к своей семье, родственникам.
Кроме того, в нашей школе осуществляется проект по временной интеграции слабослышащих учащихся 1 класса в среду слышащих сверстников (подготовительной группы д/с комбинированного вида №215). Целью этого проекта является воспитание толерантности не только у учащихся нашей школы, но и у воспитанников детского сада и их родителей, не имеющих нарушений слуха.
В целом наша работа по формированию толерантности у учащихся затрагивает не только самих учащихся, но и их родителей, и педагогов. И у окружающих их слышащих людей мы также стараемся сформировать терпимое и внимательное отношение к детям с ОВЗ.