Формирование толерантности у учащихся как основы психологической безопасности образовательного пространства коррекционной школы

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


4 декабря в нашей школе прошел городской мастер-класс «Реализация программы «Здоровьесбережение и безопасность всех участников образовательного процесса в коррекционной школе». На мастер-классе был представлен опыт педагогов-психологов школы по формированию толерантности у учащихся как основы психологической безопасности образовательного пространства коррекционной школы.

В нашей школе-интернате обучаются дети с различной степенью нарушения слуха и дети с сочетанными дефектами. Много учащихся (особенно в начальной школе) – представителей различных национальностей. У нас учатся таджики, азербайджанцы, узбеки, русские.

До недавнего времени глухие и слабослышащие учащиеся обучались в разных школах, но сейчас  ситуация изменилась. В 2005 году наша школа получила лицензию на обучение слабослышащих. В настоящее время глухие и слабослышащие, учащиеся с КИ,  обучаются у нас в школе. Бывают случаи, что и в одном классе учатся  дети слабослышащие, кохлеарно имплантированные и среди них может быть один глухой ребенок.

В классах, где учатся дети с сочетанными дефектам,  также учатся вместе представители разных национальностей и разной степени снижения слуха, а также кохлеарно имплантированные дети.
У нас были случаи в школе, когда  родители слабослышащих учащихся были против того, чтобы в их классе обучался и глухой ребенок

Кроме того, общество слышащих людей еще не в достаточной мере  готово принять наших учащихся с нарушениями слуха, для ребят с ОВЗ окружающая среда все  еще не является доступной.

Поэтому воспитание толерантности у детей для нас имеет большое значение.

Воспитание толерантности у детей мы начинаем с формирования толерантности у  родителей и педагогов. Только в той среде, где окружающие взрослые толерантны, можно приступать к формированию толерантности у детей. Если психолог на занятиях будет говорить о толерантности, а возвращаясь в класс или приходя домой, ребенок будет видеть проявления нетерпимости учителя или родителей к тому или иному ребенку или человеку, то  у ребенка возникнет когнитивный диссонанс, как следствие – повышенная тревожность , если ситуация будет продолжаться, то может привести и к возникновению невроза у ребенка.

Из курса возрастной психологии нам известно, что  дети учатся тем или иным моделям поведения в первую очередь у своих родителей. Если родители демонстрируют терпимое отношение к одноклассникам своих детей, невзирая на различия в физических или национальных признаках, то и дети тоже будут, перенимая эту модель поведения у взрослых, терпимо относиться к различиям друг друга.

Поэтому целью нашей психологической работы с родителями учащихся мы поставили  знакомство родителей   друг с другом,  коррекцию негативного отношения родителей к учащимся другой национальности, другой степени выраженности дефекта,  сплочение родителей, формирование родительского коллектива . Как же этого добиться? Мы организовали встречи родителей в формате «Родительской гостиной». Менее формальная обстановка, чем на обычных родительских  собраниях, решение общих вопросов, активные формы групповой работы, совместное выполнение творческих заданий – все это позволяет родителям познакомиться и сблизиться, зная проблемы того или иного родителя, стать более терпимыми и друг к другу, и к детям.

Толерантными важно быть и педагогам (особенно пришедшим к нам в школу из массовых школ). Бывает трудно и педагогам толерантно относиться к детям с ОВЗ, поэтому специалисты службы психолого-педагогического сопровождения оказывают психологическую поддержку педагогам в виде индивидуальных консультаций, а также семинаров различной тематики («Стрессоустойчивость педагога», «Девиантное поведение детей и подростков»,  «Имидж педагога» и т.д.).

Толерантность – это нравственное качество, и также как и любое другое нравственное качество, она не является врожденной. Это качество необходимо формировать.

Основой для формирования толерантности у детей мы считаем формирование таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, заботливость и т.д. Начинаем мы это воспитание с начальной школы. Мы разработали программу коррекционно-развивающих занятий «Черты характера человека» (Приложение 1), где учащиеся знакомятся с основными нравственными характеристиками (добрый – злой, честный – лживый, щедрый – жадный, трудолюбивый – ленивый).

Также воспитанию у учащихся доброты, чувства любви к близким служит проведение психологических акций «Открытое письмо маме», «Я люблю Вас, мой учитель!», «Мама, я тебе люблю». Цель у этих акций – формирование у учащихся чувства любви к близким людям,  в первую очередь к маме, родственникам семье, а также к людям, которые каждый день  с ними взаимодействуют –  педагогам и воспитателям (Приложение 2).

Эти мероприятия направлены на удовлетворение  требований ФГОС НОО, воспитывая у учащихся начальной школы такие личностные УУД как понимание эмоций других людей, понимание основ нравственных ценностей, уважение к своей семье, родственникам.

Кроме того, в нашей школе осуществляется  проект по временной интеграции слабослышащих  учащихся 1 класса в среду слышащих сверстников (подготовительной группы д/с комбинированного вида №215). Целью этого проекта является воспитание толерантности не только у учащихся нашей школы, но и у воспитанников детского сада и их родителей, не имеющих нарушений слуха.

В целом наша работа по формированию толерантности у учащихся затрагивает не только самих учащихся, но и их родителей, и педагогов.  И у окружающих их слышащих людей мы также стараемся сформировать  терпимое  и внимательное отношение  к детям с ОВЗ.

Презентация