Цели урока:
- Закрепить у учащихся знания о классификации, составе, номенклатуре, диссоциации и классификации кислот, изучить способы получения, физические и химические свойства кислот; расширить знания об индикаторах.
- продолжить развитие у учащихся внимания, мышления и памяти, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; совершенствовать: учебные умения по составлению химических уравнений, практические навыки по проведению лабораторных опытов.
- Продолжить воспитывать познавательный интерес к предмету. Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирки, ручной держатель, демонстрационный штатив для пробирок, индикаторы, цинк, медь, магний, гидрокарбонат натрия, гидроксид натрия, серная и соляная кислоты, карточки “Формулы кислот”.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов. Выставление отметок.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знания.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и
кислотного остатка.
1. Формулы, каких веществ “лишние” и почему? 1)HCI 2)CO2 3)NaOH 4)
H2SO4 5) NaCI 6) H3PO4 7) HNO3
8) H2S 9) СаО 10) H2CO3 11)Н2О 12)Н2SiO3
2. Дать название кислотам: по карточкам:
HCI, H2SO4, H3PO4, HNO3,
H2S, НNO2, H 2SO3, H2CO3,
Н2SiO3,
3. Повторяем классификацию кислот:
– сильные электролиты HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4
бескислородные HF, HCl, HBr, HI, H2S
– кислородсодержащиеHNO3, H2SO4, H2CO3,
H3PO4
– одно-основные HCl, HNO3
– двух-основные H2S, H2SO4
– трех-основные H3PO4
Упражнения.
1. Среди перечисленных кислот выберите бескислородные H2SO4, HBr, HCl, H3PO4, H2S, HI, HNO3.
2.Среди перечисленных кислот выберите двухосновные H3PO4, H2CO3, HCl, HI, H2SiO3, HF.
3. Среди перечисленных кислот выберите соединения, относящиеся к слабым электролитам H2SO3, H2S, HNO3, HCl, H2CO3, H2SiO3, H2SO4
4. Какие из перечисленных кислот растворимы, нерастворимы в воде HNO3, H3PO4, H2SO4, H2SiO3?
5. Какие кислоты из перечисленных HCl, H2SiO3, H2CO3, H2SO3, HNO2 является нестабильными?
6 Определите степень окисления атомов в следующих кислотах HMnO4, H2SO4, H2CO3, HNO2, HCl, H2SO3, H2S, HNO3, H3PO4.
3. Изучение нового материала.
Физические свойства кислот. При обычных условиях кислоты могут быть
твердыми и жидкими. Кислоты – едкие жидкости (кроме кремневой), с кислым вкусом,
без запаха, разъедают многие вещества. Польза кислот.(Консерванты, пищевые
добавки. HCl – удаляет накипь с котлов и теплообменного оборудования ТЭЦ,
дубильное вещество в кожевенной промышленности; H2SO4 –
производство пергаментной бумаги, волокон, красителей, взрывчатых веществ,
очистка нефти, рафинирование растительного масла, при травлении железа, стали;
HNO3 – производство удобрений, взрывчатых веществ, при отработке
ядерного топлива, флотации руд; H3PO4 – производство
удобрений, при пайке металлов в качестве флюса, ингибитор коррозии, в составе
фреонов в промышленных морозильных установках ) Вред кислот. (Коррозия
металлов, кислотные дожди)
- Техника безопасности при работе с кислотами.
Кислоты – едкие вещества, разъедают ткань и кожу.
Первая помощь. Стряхнуть капли кислоты с руки, промыть холодной водой, обработать 2-% растворов гидрокарбоната натрия, промыть водой.
Способы получения кислот.
Бескислородные кислоты получают 1) неметалл + водород Н2 + Cl2 = 2HCl
2) действием на соль более сильной и менее летучей кислотой NaCl (тв) + H2SO4 = NaHSO4 + HCl
Кислородосодержащие кислоты получают 1) кислотный оксид + вода SO3 + H2O = H2SO4
2) действием на соль более сильной кислотой Na2SiO3 + H2SO4 = H2SiO3 + Na2SO4[1]
Второй способ – ОБЩИЙ способ получения кислот.
Физкультминутка. Ребята встаньте. Потянитесь. Упражнение: если учитель называет металл, хлопаем в ладоши один раз, если называет неметалл – подпрыгиваем на одной ноге. Молодцы. Активизируемся для следующей работы – соединяем попарно пальцы рук, при этом сильно нажимаем подушечками пальцев друг на друга.
Химические свойства кислот.
А) Индикатор лакмус красный
Кислоту укажет ясно.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Опыт 1. Исследуйте цвет лакмуса в соляной кислоте.
Б) Металл + кислота = соль + водород
Опыт 2. Медь и цинк положить в пробирки, долить серной кислоты, записать наблюдения и уравнения реакций в тетрадь.
В) Основный оксид + кислота = соль + вода.
Опыт 3. К оксиду кальция добавить соляную кислоту, записать наблюдения и уравнения реакций.
Г) Основание + кислота = соль + вода. Реакция НЕЙТРАЛИЗАЦИИ.
Опыт 4. В пробирку налить гидроксид натрия, добавить 1 каплю фенолфталеина, добавлять серную кислоту до изменения окраски индикатора на бесцветную. Записать наблюдения и уравнения реакций в тетрадь.
Д) Соль + кислота = новая кислота + новая соль.
Опыт 5. К гидрокарбонату натрия добавить соляную кислоту, записать наблюдения
и уравнения в тетрадь.
4. Закрепление изученного материала.
1. Выберите пары веществ между которыми протекает реакция:
- Магний и соляная кислота.
- Медь и соляная кислота оксид меди (II) и азотная кислота.
- Оксид фосфора (V) и соляная кислота.
- Карбонат натрия и серная кислота азотная кислота и гидроксид натрия.
- Азотная кислота и серная кислота.
- Нитрат серебра и соляная кислота.
2. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства кислот:
Fe + __ HCl = ______ + ______
MgO + H2SO4 = ______ + ______
BaCl2 + H2SO4 = _____ + __ ______
__ KOH + H2SO4 = ______ + __ _______
Fe(OH)3 + __ HCl = ______ + __ _______
3. Составьте краткие ионно-молекулярные уравнения данных реакций:
OH– + H+ = ______
Ba2+ + SO42– = _______
MgO + 2H+ = ______ + _______
Fe(OH)3 + 3H+ =_______ +__ _______
5. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке, что получилось, что не получилось Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
§47 упр.1, 2, дополнительно упр. 3 стр. 176, составить кроссворд по теме “Кислоты”.
Используемая литература
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010. – 256 с.: ил. ISBN 978-5-9932-0438-3.