Внеклассное занятие "Вечные темы в искусстве"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: через разные виды искусств показать актуальность темы любви в разные эпохи развития человечества.

Задачи:

воспитательные:

– воспитание чувства прекрасного;
– воспитание взаимоотношений между людьми, т.е. общечеловеческой культуры;

обучающие:

– привлечь внимание к произведениям, которые не изучаются по программе, т.е. расширение кругозора;
– умение вслушиваться в литературный текст;
– умение вслушиваться в музыкальный текст;
– умение всматриваться в произведения мастеров живописи

развивающие:

– развивать интерес к произведениям литературы, живописи, музыки;
– развивать интерес к предмету “музыкальное искусство”

Ход занятия

Среди вечных тем в искусстве есть одна, которую даже трудно назвать “темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение на протяжении различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине. Имя этой темы – любовь.

…Не смоют любовь
ни ссоры, ни версты…
(В.Маяковский, из стихотворения “Вывод”)

…С твоей любовью, с памятью о ней
Всех королей на свете я сильней.
(В.Шекспир, Сонет)

Вы можете мне возразить и сказать, что в наше время это чувство утратило свою ценность, что наше время диктует свои условия.

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.

Однако очевидно и другое: не все в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век:

рассветы и закаты
смена времен года
добрые и злые поступки
радости и страдания

И хочется верить, что некоторые ценности жизни актуальны в любые времена. Давайте попытаемся вместе определить, что же мы сегодня относим к ценностям жизни?

(успех – здоровье – красота – доброта – любовь)

Кто знает, в каком возрасте может придти это чувство? – “Любви все возрасты покорны”

Только в юности играют так светло и звонко трубы,

Лишь у юности бывают нецелованные губы.
Диалектика природы! Все меняется с годами:
Звери, птицы, земли, воды и, конечно же, мы сами.
Да, все вянет ежечасно: люди, травы, земли, воды.
Но любовь… Над ней не властна диалектика природы.
Для любви ведь нет предела. Лишь влюбленность быстротечна.
А любовь – иное дело! А любовь, она – навечно!
Скептик! Зря вы бровь скривили! Тут ухмылкой не возьмете!
Жаль мне вас: вы не любили. Вот полюбите – поймете!
(Э. Асадов)

Исполнение песни “Школьный романс” муз. Е.Крылатова.

Давайте рассмотрим с вами некоторые репродукции: М.Шагал “Прогулка”, И.Глазунов – Рисунки.

Именно любовь делает человека окрыленным, возвышенным, не замечающим никого и ничего вокруг, кроме объекта своего обожания. И часто именно любовь помогает совершать удивительные поступки.

Рассказывается миф об Орфее и Эвридике.

Ты, кого я избрал, всех милей для меня.
Сердца пылкого жар, свет очей для меня.
В жизни есть ли хоть что – нибудь жизни дороже?
Ты и жизни дороже моей для меня.
(О. Хайям)

Рассказ об истории любви Дафниса и Хлои

Ты даже не знаешь.
Когда на лице твоем холод и скука,
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!
(Э.Асадов)

Ромео и Джульетта – их любовь отмечена такой глубиной и величием, которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей могучей силы. Бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века своей торжественной песнью.

А еще любовь – это:

  • самопожертвование
  • умение ждать

(Звучит песня на стихи Э.Асадова “Я готов тебя долго ждать”)

Именно это и произошло с главной героиней оперы А.Рыбникова “Юнона” и “Авось”. Она ждала своего возлюбленного 30 лет, до самой своей смерти.

…Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.
(В. Шекспир)

(Звучит романс “Я тебя никогда не забуду” из рок – оперы А.Рыбникова “Юнона” и “Авось”.

Графу Резанову и Кончите не суждено было больше встретиться. Но опера заканчивается грандиозным финалом, в котором композитор прославляет любовь, поднимает это чувство на небывалую высоту. Это обращение не только к ныне живущим людям, но и к последующим поколениям.

(Звучит финал оперы “Юнона” и “Авось” А.Рыбникова)

И так хочется, чтобы люди произносили друг другу как можно больше нежных слов, слов любви, пусть они и будут очень простыми, как, например, в песне Ю.Визбора “Милая моя”.

Исполнение песни.

А в заключение хочу пожелать вам встретить ту единственную, настоящую любовь и испытать это глубокое, ни с чем не сравнимое чувство.