Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. В рамках данной технологии я работаю три года, развитие критического мышления – технология открытого образования, она отвечаем интересам учеников. Критическое мышление– это технология открытого образования, и она как никогда очень хорошо вписывается в новые стандарты.
Критическое мышление включает три стадии: вызов, осмысление + практическая часть и рефлексия. Каждая стадия имеет свои функции. Я думаю вам знакомы кластеры, структура построения синквейна, я попробую показать какие ещё приёмы можно использовать в рамках данной технологии на примере уроков географии в рамках ФГОС.
Стадия вызова.
Данная стадия предполагает вызвать на поверхность у ребят уже имеющиеся знания. Главная задача замотивировать ребёнка, заинтересовать. Мотивом может быть обмен противоречий, рассказ, стихотворение. Я предлагаю вам провести работу на данной стадии. И мы сейчас попробуем приём РКМЧП “Корзина идей” мне очень нравиться данный приём, перед ребятами действительно стоит вызов. Итак, представили себя в роли шестиклассников. Работаем.
Презентация. (Слайд 2) Перед вами корабль. Скажите, в каких веках плавали на таких кораблях? Флаг, какой страны изображён на данном корабле? Какие литературные герои потерпели кораблекрушение? А вот теперь представьте что вы капитан корабля, который терпит бедствие. Шторм, до суши далеко. А кому легко во время шторма? К счастью у вас есть радио. Лучше всего попросить помощь. И что вы скажите? Как вы объясните, где находитесь? Перед вами корзина, называется “Корзина идей”, давайте свои идеи сложим в эту корзину. (Печатаю на слайде.)
Посмотрите на карту полушарий, найдите Южную Америку, половина земного шара расположена к западу от Южной Америки. Искать вас будут долго.
Как вы думаете, как прозвучит тема сегодняшнего урока? (Ответ.) Давайте попробуем сформулировать цель урока? (Формирование знаний по определению географических координат.)
И так вызов дан. Ребята включились в работу.
Давайте посмотрим какие УУД, сработали на данной стадии:
1. Предметные:
- Умение работать с атласом;
- Умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта;
2. Метапредметные:
- Вступление в речевое общение, участвовать в диалоге;
2. Личностные:
- Проявление интереса к поставленной проблеме.
Стадия осмысления.
Вторая стадия в данной технологии. Чаще всего на данной стадии учащиеся знакомятся с новой информацией. Организация работы на данном этапе может быть различной, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала, “инсерт”, построение кластера, эффективная лекция. Одним из условий критического мышления является отслеживания понимания учеником нового материала. Мы сейчас с вами проработаем три приёма: инсерт, тонкие толстые вопросы и бортовой журнал при эффективной лекции. (Группу сажу на инсерт, группу на вопросы, сама работаю с бортовым журналом.)
И так опять входим в роль шестиклассников.
Нам нужно найти нужную точку, например на столе. Нам надо определить расстояние от одного края стола, потом от другого. В данном случае получиться координата, расстояние от двух смежных краёв стола. Этих двух чисел вполне достаточно, чтобы определить положение точки на плоскости. У математиков давно создана система координат, ось Х, ось У.
Но земля, шар – в этом и трудность. У шара нет края. От чего смотреть расстояние? Так как мы на корабле заполняем бортовой журнал (работаем в парах).
Что вы знаете о географической широте? (Записывают предположения.)
предположения | Новая информация |
|
1-й вариант в ходе лекции подчёркивает то, что подтвердилось в предположениях, второй вариант, заполняет новую информацию.
Вспомним осевое вращение, все точки совершают движение, кроме 2-х. Какие? (Северный и южный полюс.) На равном расстоянии от северного и южного полюса можно провести условную линию, которая делит земной шар на два полушария. Как она называется? (Экватор.) Экватор = 00 от него идёт отсчёт широты. Широту можно считать в любую сторону, и в атласе она обозначена скажем языком математики по оси У. Главное запомнить, что к северу от экватора С.Ш., а к югу от экватора Ю.Ш.. В чём измеряется широта? (В градусах.) Полюс имеет широту = 900.
Смотрим, что получились при работе в парах.
Что вы знаете о географической долготе? Заполняем бортовой журнал в парах – предположения. В ходе лекции 1 вариант заполняет новую информацию, а второй подчёркивает то, что подтвердилось.
Со второй ось немного сложнее. Называется эта линия меридиан. Дело не в том, как его нужно провести, а откуда его считать. Эта линия перпендикулярна экватору, значит, она проходит от полюса к полюсу. Как выбрать от какой линии считать? Думали долго и решили, раз один из меридианов проходит через город Лондон, а там располагается старая астрономическая обсерватория, предместье Гринвич, так и стали называть меридиан Гринвич – 00. Расстояние от точки до Гринвича стало второй координатой – ось У. Если двигаться на восток от Гринвича до 1800, то это восточная долгота, если двигаться на запад – западная долгота.
И так только с помощью двух цифр, двух координат можно точно определить своё местонахождение. Очень важно, существует строгое правило записи географических координат, нарушать которое нельзя – сначала указывается широта, а потом долгота.
Смотрим, что получилось при работе в парах.
Итак, такой приём можно использовать на уроке. Эффективная лекция получается не только интересной по содержанию, но и инновационной по методам подачи информации и организации.
Что получилось у нас при работе групп, давайте посмотрим. Группам был дан один и тот же текст, но они использовали разные приёмы критического мышления. (Выступление групп.)
Обязательно стадия осмысления включает в себя практическую часть, при работе с данной темой мы находим координаты точек.
Теперь посмотрим, какие УУД сработали на данной стадии.
1. Предметные:
- Умение работать с атласом и текстом;
- использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности
- Знание понятий: географическая широта, географическая долгота, географические координаты
- Умение определять координаты географических объектов.
- использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
2. Метапредметные:
- Вступление в речевое общение, участвовать в диалоге;
- Умение работать индивидуально, в группе и парах;
- умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием
3. Личностные:
- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий;
- Устойчивый познавательный интерес;
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Стадия рефлексии.
На данной стадии учитель и ученики возвращаются к стадии вызова, и сопоставляют материал, с новым материалом. На данной стадии возникшие вопросы могут быть разрешены.
Войдём опять в роль шестиклассников.
Итак, великие мои географы: давайте вернёмся к нашему кораблю, который терпит крушение, и посмотрим нашу корзинку идей. Какие идеи мы сейчас положим в нашу корзину? Что вы скажите о себе, чтобы вас нашли? (….). А по радио треск и принимающий информацию услышал только цифру, как ему определиться? (Первая цифра широта, вторая – долгота.)(Градусная сетка.)
Теперь посмотрим, какие УУД сработали на данной стадии.
1. Предметные:
- Умение работать с атласом;
- Умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта;
- Систематизировать знания по теме географические координаты
2. Метапредметные:
- умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата;
3. Личностные:
- Проявление интереса к поставленной проблеме;
- Понимание значимости географических координат для практической жизни людей;
- Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Мы можем сделать вывод: достигли мы поставленной цели? Я считаю, что да, достигли. Я показала вам, как можно сформировать УУД на уроке используя технологию критическое мышление через чтение и письмо. Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить.