Актуальность:
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых – естествоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Цель. Показать роль природы в жизни и деятельности человека; раскрыть, что человек и природа – единое целое; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.
Задачи.
- Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
- Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
- Создать условия для понимания того, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.
- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках, поделках и стихах.
- Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Начало реализации проекта.
Основополагающий вопрос: Может ли человек быть здоровым с нездоровой природой?
Проблемные вопросы:
- Что такое охрана природы?
- Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
- Почему с каждым годом усиливается загрязнение воды, воздуха, почвы?
- Какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют?
Дети затрудняются ответить на вопросы.
После проведения бесед с детьми высветилась проблема – недостаток у детей знаний по экологическому воспитанию и влияние загрязнения экологии на здоровье человека.
Проблема для детей. Что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы?
Участники проекта. Дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта. Краткосрочный, творческий.
Этапы проекта.
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
- Презентационный.
Ожидаемые результаты проекта.
- Повышение уровня знаний по экологии у детей.
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.
Формы работы по реализации проекта.
- Наблюдения и экологические экскурсии и занятия.
- Создание видеофильмов, презентаций.
- Познавательное чтение.
- Продуктивная деятельность, создание плакатов, проектов, выпуск газет.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Инсценировки и театрализации.
- Выступление агитбригады.
План реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Беседа с участием детей и родителей, “ Экологическая культура и экологическое здоровье”; анкетирование родителей на данную тему.
- Подбор материала, книг, открыток, игр.
Цель.
- Обсудить цели и задачи проекта.
- Сформировать интерес родителей для создания условий по реализации проекта.
- Вызвать познавательный интерес к окружающему миру и природе, как фактору, влияющему на здоровье.
Основной этап.
Оформление книжной выставки по теме.
Беседы с детьми на темы: Что такое экология?
Наблюдение в природе: “Птичья столовая”, “Красота зимней природы” и т.д.
Проведение экологических занятий: “День Защиты Природы”, “День Земли”, “День птиц”; использование экологических физкультминуток.
Проведение экологического развлечения “Береги красу Земли”.
Занятия спортом на свежем воздухе.
Выставка рисунков “Природа глазами ребёнка”.
Оформление плакатов, папок – передвижек: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Оформление дидактических игр и атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Чтение книг, просмотр слайд программ “Красная книга”, “Сохраним природу Земли”. “Я и природа”, “Охраняя природу – мы сохраняем свое здоровье”.
Создание напоминающих знаков “Будь природе другом”.
Оформление альбома “ Береги природу”.
Конкурс чтецов “Зимушка – Зима”.
Работа с родителями.
Консультация “Прогулка на природу” (памятка родителям), “Природа и здоровье”.
Оформление газет, презентаций, выставка семейных работ – “Здоровье и природа” фотовыставка – “Как вы укрепляете своё здоровье?”
Приобретение семян для озеленения участка, посадка рассады.
Трудовой десант.
Показ сказки родителями “Колобок” на новый лад.
Походы в лес, на природу.
Цель.
- Формировать экологические представления.
- Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе.
- Закрепить знания, полученные на занятиях.
- Формирование потребностей и навыков здоровье сберегающего поведения.
- Проведение субботника с родителями “Сделаем участок чистым!”.
Заключительный этап.
Подготовка агитбригады.
Цель.
Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость своего личного участия в защите окружающей среды и сбережении своего здоровья.
Рисование эмблем, агитационных плакатов, знаков об охране окружающей среды, пошив головных уборов для участников агитбригады, составление конспекта, создание презентации.
Презентационный.
Выступление агитбригады.
Цель.
- Дать представление детям младших групп, что природа и здоровье единое целое.
- Приобщать детей к охране природы.
Заключение.
После проделанной работы провела с детьми обобщающую беседу. Выяснила: дети имеют представление об экологии, понимают, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: защищать и охранять природу, животных. Человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для укрепления и охраны здоровья.
Дети стали больше знать о способах сохранения и укрепления здоровья, изменилось отношение самих ребят к своему здоровью
Полученные результаты:
Сборник стихов и загадок “Музыка природы”.
Семейные газеты “Природа как источник оздоровления нашей семьи.
Альбом рисунков “Отдых на природе” и напоминающих знаков “Будь природе другом”.
Презентации по экологии: “Кто и зачем живёт на Земле?”, “Красная книга”, “Береги природу”, “Не отнимайте солнце у детей”, “Родные просторы”, “Плывут туманы белые”, “Сохраним природу Земли”.
Консультации для родителей "Здоровье ребенка в наших руках”, “Прогулка на природу” (памятка родителям).
Планирование на будущее.
Планирование дальнейшей работы: “Экологические тропинки”.
Озеленение территории детского сада.
Создание “Книги добрых дел”.
Цель. Объединить деятельность педагогов, детей и родителей по экологическому воспитанию и укреплению здоровья.