Цели:
- познакомить с понятием «многоугольник»;
- учить определять вид многоугольника (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и пр.);
- закреплять навык уменьшения на 1, на 2;
- совершенствовать умение выполнять проверку правильности вычислений;
- развивать пространственное мышление и внимание.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, 1 часть (авторы: В.Н.Рудницкая, Е.Э Кочурова, О.А. Рыдзэ). Рабочая тетрадь «Математика» на печатной основе 1 класс, 2 часть (автор: Е.Э. Кочурова), доска, проектор, Macbook «Лого-миры».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте поприветствуем наших гостей.
Повернитесь к ним и улыбнитесь.
– Спасибо, присаживайтесь .
II. Введение в тему урока
Раздаю карточки – геометрические фигуры многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники): 8 синего цвета и 6 красного цвета, на которых с обратной стороны изображены буквы: М, Н, О, Г, О, У, Г, О, Л, Ь, Н, И, К, И.
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное
путешествие. А для этого нам нужно выбрать
транспорт. Предлагаю отправиться сегодня на
паровозике с вагонами. Я вам раздала карточки с
геометрическими фигурами. Но эти карточки не
простые, а волшебные. Нам нужно составить 2
поезда, с синими и красными вагончиками. Выйдите,
пожалуйста, к доске. Составим наш поезд.
– Сколько вагончиков у синего поезда? (8)
– Сколько вагончиков у красного поезда? (6)
– Какой поезд длиннее? (Синий). Короче? (Красный)
– Где вагонов больше? Меньше? Как уравнять состав
поезда по числу вагонов? (Прицепить ко второму
поезду 2 вагончика или отцепить 2 вагончика от 1
поезда).
– А теперь мы с вами из 2 поездов сделаем один.
Переверните свои волшебные карточки. Что вы
увидели? (Буквы)
– В нашем поезде паровозиком будет буква «М»,
вторым вагоном буква «Н», затем О… и т.д.
– Какое слово у нас получилось? МНОГОУГОЛЬНИКИ
– На паровозике отправляемся с вами в страну
«Многоугольников» (дети обходят класс и
садятся на свои места).
III. Сообщение темы урока
– А в этой стране нас уже ждут ее жители. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры). А вот как они называются мы с вами узнаем после того, как вы разгадаете загадки, которые я вам загадаю
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, –
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь – ... (треугольник)Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен. (Пятиугольник)Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету. (Шестиугольник)Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
– Ой, что это такое? Что это за гость
здесь затерялся из другой геометрической страны?
(Круг)
– Давайте отправим эту фигуру – круг в свою
страну …
– Молодцы, а кто мне скажет, как называются эти
фигуры одним общим словом? (Многоугольники)
– А теперь мы поближе познакомимся с этими
фигурами.
III. Изучение нового материала
1. Игра «угадай фигуру» (Работа с математическим набором)
– Давайте с вами поиграем. Угадайте фигуру, у
которой 3 угла. (Треугольник)
– Молодцы! Покажите мне эту фигуру. Какого она
цвета?
– Давайте посмотрим, что еще есть у этой фигуры. (Три
стороны, три вершины)
(Ребята отвечают на вопросы и демонстрируют на
своих геометрических фигурах углы, стороны,
вершины фигур. Таким же образом разбираем
четырехугольник, шестиугольник)
Заключение: у этих геометрических сколько углов? (Много) Такие фигуры называются МНОГОУГОЛЬНИКАМИ
2. Работа в печатных тетрадях
Задание 1 (стр.11)
– Открываем рабочие тетради на странице 11. Найдите задание №1
– Как вы назовете эти геометрические фигуры одним общим словом. (Многоугольники)
– Посмотрите на первую фигуру. Что в ней
показали, выделили? (Углы)
– Сколько углов? Обведите цифру 3 по пунктирным
линиям.
– Посмотрите на 2 фигуру
– Возьмите зеленый карандаш и отметьте у
второй фигуры углы. Сколько углов у этой фигуры?
– Запишем цифрой число углов (4). Как называется
эта фигура ? (Четырехугольник)
– Сколько фигур осталось на рисунке? (3 фигуры)
– Пожалуйста, самостоятельно отметьте на этих
фигурах углы и впишите в пустые клеточки цифру,
обозначающую число углов.
– Проверяем. (Шестиугольник – 6 углов, цифра 6,
пятиугольник – 5 углов, цифра 5, семиугольник – 7
углов, цифра 7)
– Молодцы, все справились с заданием, а теперь мы
немножко с вами отдохнем.
Физминутка
Мы ногой топ-топ,
Мы руками: хлоп-хлоп
Мы глазами: миг-миг,
Мы плечами: чик-чик.
Раз – сюда. Два – туда.
Повернись вокруг себя.
Сели-встали, сели-встали,
Руки к верху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой сразу стали.
3. Работа с Macbook (Приложение 1)
Решение выражений: «уменьшаем число на 1, 2»
– А теперь мы с вами заглянем в гости в
компьютерную страну Многоугольников. У вас на
партах лежит Macbook. Сейчас мы с вами будем
работать в паре. А что надо сделать, чтобы
правильно работать в паре? (Договориться)
– Правильно договориться, кто будет первым
выполнять задание, а кто вторым. Пока первый
будет выполнять задание, второй не сидит без
дела, а помогает свой паре. Только шепотом, чтобы
не мешать другим ребятам.
– Откройте крышки macbooka. Найдите задание.
– На ваших мониторах расположены схемы и
выражения. Ваша задача: правильно подобрать
соответствующую схему к выражению. Затем выбрать
ответ и перенести эту цифру в окошечко.
– Первое выражение разбираем вместе,
последующие самостоятельно
Ребята выполняют.
– Сколько выражений вам надо выполнить? (4)
Одному – 2 выражения и второму – 2 выражения
– Проверим результаты. (ребята читают
свои ответы, я пишу на доске)
– Молодцы поработали, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка
– Встаньте, возле своих парт, слушайте
меня и выполняйте:
– Сколько у треугольника вершин – помашите
столько раз руками.
– Сколько у четырехугольника углов – топнете
столько раз ногой.
– Сколько у пятиугольника вершин – хлопнете
столько раз в ладоши.
– Сколько у шестиугольника углов – подпрыгнете
столько же.
– Молодцы, все правильно выполнили, отдохнули и
мы снова отправляемся в путь.
IV. Закрепление
Работа в печатной тетради. Задание №2 (стр. 11)
– Откройте тетради на стр.11
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо – не согнусь
За работу я возьмусь.
– Перед вами желтые геометрические фигуры. Как
они называются? (Многоугольники)
– Некоторые фигуры объединены синим кольцом.
Скажите мне, пожалуйста почему именно эти фигуры
выделили в синем кольце? (Ответы детей)
– Что у них общего? Чем они похожи? (4 угла, 4
вершины, 4 стороны)
– Как называются такие фигуры? (Четырехугольники)
– Наша задача: разбить оставшиеся
многоугольники на группы. Как вы думаете, на что
мы будем ориентироваться? (На количество
углов).
– Возьмите цветные карандаши: зеленый, красный,
оранжевый и распределите оставшиеся фигуры по
группам.
– Сколько групп у вас получилось? По каким
признакам их распределили?
– Как называются фигуры в первой группе? Во
второй? В третьей?
– Молодцы, все справились с заданием.
V. Итог урока
– Так как же называются все эти фигуры одним
общим словом? (Многоугольники)
– В какой стране мы сегодня побывали в гостях? (В
стране Многоугольников)
– Почему их так называют? (Потому что много
углов)
– Молодцы, а теперь встаньте. Пожалуйста мы
отправляемся домой.
Под песню « Голубой вагон» дети встают, цепляются друг за друга и выходят из класса.