Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала и объяснение нового.
Цели и задачи урока:
- обобщение и закрепление знаний об основных понятиях систем счисления;
- закрепление знаний о записи числа в развернутой форме в различных позиционных системах счисления;
- закрепление навыков перевода числа из произвольной позиционной системы счисления в десятичную;
- формирование математической культуры учащихся на уроках информатики;
- систематизация навыков работы учащихся с текстом и электронными словарями;
- формирование информационной культуры учащихся;
- повышение мотивации учащихся к изучению информатики и ИКТ путем использования нестандартных задач.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.
Материалы к уроку:
- презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1);
- карточка для учащихся с заданиями к уроку и Таблицей переводов чисел между системами счисления (Приложение 2) (распечатать для каждого учащегося);
- презентация Power Point (Приложение 3) для выполнения учащимися задания «Системы счисления и работа со словарями» (на всех компьютерах);
- кроссворд в программе Hot Potatoes «Системы счисления. Основные понятия» для выполнения учащимися дополнительного задания (Приложение 4) (на всех компьютерах).
ХОД УРОКА
Организационный момент
(Слайд 1 из Приложения 1).
Объявление темы урока.
1. Повторение пройденного материала
Вопросы:
(Слайд 2)
– Система счисления – это … (способ записи
чисел с помощью цифр).
– Цифры – это … (символы, участвующие в записи
чисел).
– Алфавит системы счисления – это … (совокупность
всех цифр, используемых для записи числа).
(Слайды 3-4)
– Позиционные системы счисления – это … (системы
счисления, в которых вклад каждой цифры в
величину числа зависит от её позиции).
– Разобрать на примере числа в десятичной
системе счисления.
– Попросить учащихся назвать известные им
позиционные системы счисления.
– Повторить определение основания системы
счисления (количество используемых в системе
счисления цифр).
– Рассмотреть десятичную и двоичную системы
счисления.
2. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную (Закрепление пройденного материала) (Слайд 5)
Сначала вспоминаем, как можно представить любое десятичное число
(Слайд 6):
Представление десятичного числа в развернутом виде.
Запись числа 3257,610 означает сокращенную запись выражения:
3257,610 = 3000 + 200 + 50 + 7 + 0,6 = 3 * 1000 + 2 * 100 + 5 * 10 + 7 * 1 + 6 * 0,1 = 3 * 103 + 2 * 102 + 5 * 101 + 7 * 100 + 6 * 10–1
– По такому же принципу работает Правило перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную (Слайд 7):
После повторения правила перевода учащиеся самостоятельно выполняют задание 1 (с последующей взаимопроверкой) (Слайды 8-9).
Задание 1: Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную
а) 1001010.0012 = … (74,12510);
б) 101.0112 = … (5,37510).
3. Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную.
(Закрепление пройденного материала и объяснение нового).
Попросить учащихся самостоятельно сформулировать правило перевода чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную по аналогии с правилом перевода из двоичной системы счисления в десятичную.
Затем закрепить правило перевода (Слайд 10):
Повторить алфавит шестнадцатеричной системы счисления
(Слайд 11).
Далее учащиеся самостоятельно выполняют Задание2 (с последующей взаимопроверкой)
(Слайды 12-13).
Задание 2: Переведите числа в десятичную систему счисления
а) 2031.024 = … (141.510);
б) 423.15 =… (123.210);
в) 1AF.816 =… (431.510).
4. Системы счисления и работа с электронными словарями.
Задание 3: (Слайд 14)
- Расшифруйте слова, найдя соответствие между двоичной и десятичной записью числа.
- Найдите толкование расшифрованных слов, используя Словари и энциклопедии на Академике (ссылка на сайт http://dic.academic.ru/).
- Вставьте на слайды толкование расшифрованных слов.
Прежде чем учащиеся откроют на своих компьютерах презентацию Power Point (Приложение 3) для выполнения задания «Системы счисления и работа со словарями», разобрать вместе пример выполнения задания (Слайды 15-17).
Далее самостоятельное выполнение учащимися Задания 3 (Приложение 3).
Выполненное задание учащиеся загружают в указанное место для дальнейшей проверки учителем.
Ответы к Заданию 3:
Задание А: словарь;
Задание B: академик;
Задание С: палиндром – для задания С можно
дополнительно попросить учащихся найти в
Интернете и вставить на слайд примеры фраз –
палиндромов).
5. Дополнительное задание:
Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия» (Приложение 4) – выполняется отдельными учащимися при наличии свободного времени.
6. Итог урока:
- повторение алгоритма перевода чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную (Слайд 19);
- выставление оценок за работу на уроке;
- домашнее задание (Слайд 20).
Ссылка на используемые ресурсы: http://dic.academic.ru/