Авторская программа кружка "Умелые ручки"

Разделы: Начальная школа


В рамках организации работы детского досуга в МБОУ Развилковской СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской области в летнем оздоровительном лагере “Факел” в 2009 году был организован кружок “Умелые ручки”, которым руководит учитель начальных классов Юркина Наталья Анатольевна. Проект основан на опыте преподавания ученикам начальных классов базовых знаний о народных промыслах.

Данная работа пишется на основании деятельности кружка за лето 2013 года.

Ежегодно для кружка разрабатывается новая программа. Учебный план и сетка проведения занятий кружка утверждены заместителем начальника лагеря по воспитательной работе Л. Ю. Величкиной и директором летнего оздоровительного лагеря “Факел” В.А. Роговой.

Количество занятий 8х3=24 часов за 1 лагерную смену, 2 раза в неделю с каждым отрядом (отрядов 3 в среднем по 20–25 человек).

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”, локального акта о программе дополнительного образования МБОУ Развилковской СОШ с УИОП от 26.05.2013 г приказ №1.

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, работе с бумагой и картоном.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой (“Квиллинга” нет).

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.

Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Главный смысловой стержень программы. (Приложение 1)

Цель программы– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Формы и методы занятий. (Приложение 2)

Направления работы:

  • Изготовление цветов в технике квиллинг.
  • Изготовление сувениров и открыток к празднику.
  • Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.

Месяц обучения Количество часов Кол-во детей в группе
В неделю в месяц
июнь
2 х 3 отряда

8 х 3 отряда 20


Тип программы: Программа является модифицированной на основе программ: “Волшебная бумага”(авт. Мячина С.В.), “Бумажные фантазии”(авт. Шабунина И.А.), “Волшебство квиллинга”(авт. Осипова В.А.).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря).

Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Факел” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы: теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Режим занятий – занятия проводятся по отрядам 2 раза в неделю с 9.15 до 12.00 в кабинете № 342 школы с 3 июня по 27 июня 2013 года. Всего планируется провести 8 занятий для каждого отряда.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает формирование навыков:

1) чтения простейших схем по лепке из бумаги;
2) изготовления простейших игрушек и композиций;
3) украшение предложенных изделий краской.

Программа призвана:

1) Развивать наблюдательность, зрительную память.
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов:

  • По окончанию курса дети выполняют отчётную работу.
  • Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах)
  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихсяпосле прохождения каждой темы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:
– цветную бумагу,
– гофрированный картон;
– картон белый и цветной,
– клей (наилучшим является клей ПВА),
– зубочистка.

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Учебно-тематический план занятий. (Приложение 3)

Содержание программы. (Приложение 4)

Материальное обеспечение программы:

Видеомагнитофон, видеокамера, проигрыватель дисков, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Приложение 5. Работы ребят.

Методическое обеспечение программы

Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.

Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя:

  1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
  3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
  5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
  6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с.