Полховский Майдан. Роспись. Цветы

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Урок изобразительного искусства.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с декоративно-прикладным промыслом “Полховский Майдан”
  2. Познакомить учащихся с различными видами цветов, ягод и листочков в Полхово– Майданской росписи .
  3. Познакомить с секретами мастерства.
  4. Учить выполнять след. цветы: тюльпан, мак, розочка, ромашка,..
  5. Развивать художественный вкус детей.
  6. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.
  7. Прививать любовь к истории своего народа.
  8. Учить различать разнообразные виды росписей.
  9. Развивать логическое мышление при заполнении кроссворда и работе с геометрическим материалом.

Оборудование: видеокамера, телевизор, диск с записью “Декоративно-прикладное искусство. Полховский Майдан”, аудиокассета с классической музыкой, магнитофон, доска, мел, чёрные маркеры по количеству детей, по 2 листа белой бумаги у каждого, акварельные краски, кисти № 2 и № 5, баночки, палитры, различные геометрические фигуры, магниты, графопроектор, кроссворд, картонки в виде книжки– раскладушки, пластилин или клей, изображения цветов в Гжельской, Хохломской, Городецкой, Жостовской росписях, образцы Полховско-Майдановской росписи (цветы), фотоаппарат.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. – Совсем недавно вся страна отмечала прекрасный весенний праздник… (8 марта). Прекрасный праздник трудно представить без подарков. Одним из них являются.. (цветы). Я предлагаю вам посмотреть на доску. Что вы видите? (Различные геометрические фигуры.) Подумайте, как из них можно составить различные цветы. (Дети приглашаются к доске, составляют цветы из геометрических фигур. Их работы оценивают другие учащиеся.)

3. – На парте у каждого находится конверт, в котором есть набор различных геометрических фигур. Каждый из вас постарается составить из них свой фантастический цветок. (Дети выполняют задание под лирическую музыку.)

4. Просмотр и анализ получившихся работ учащимися (Дети ходят между рядов, рассматривая “цветы”, затем садятся за парты и объясняют, почему им понравилась та или иная работа.)

5. – Люди всегда хотели украсить своё жилище. Один из вариантов украшения – это различные росписи окружающих предметов. С некоторыми из них мы знакомы. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и далее ответить на мои вопросы.

6. Учитель включает видеозапись и показывает её по телевизору. В ней рассказывается про декоративно– прикладной промысел “Полховский Майдан”, показываются этапы изображения цветов, ягод, листочков этой росписи.

7. Беседа.

– Какова тема сегодняшнего урока?
– Где расписывают эти изделия?
– Какие цвета использовали?
– Что расписывали?
– Сегодня мы постараемся научиться составлять букет из цветов Полхово-Майданской росписи. Вначале поучимся рисовать цветы. Приготовьте 1 лист белой бумаги, подпишите его.

8. Учитель показывает поэлементное изображение каждого из цветов: розы, ромашки, тюльпана, мака; листочков, ягодок. (Например, этапы изображения розы:
А) завиток,
Б) бутончик (добавляем слева и справа округлые линии),
В) нераспустившиеся лепестки в центре завитка (галочка),
Г) нераспустившиеся лепестки, находящиеся на бутончике (волнистые линии слева и справа , почти сходящиеся внизу),
Д) распустившиеся лепестки,
Е) чёрная штриховка, расположенная в центре каждого распустившегося лепестка: в центре самая длинная палочка, потом палочки , расходящиеся влево и вправо к краям становятся всё короче и короче.)

(Этапы изображения ромашки:
А) круг с выгнутыми продольными и поперечными полосками, напоминающими мячик,
Б) 4 лепестка(сверху, снизу, слева, справа), каждый напоминает изображение зуба,
В) одинаковая по ширине безотрывная обводка 4 лепестков,
Г) нарисованную обводку на всём её протяжении делим на одинаковые сектора по ширине,
Д) в центре каждого лепестка ромашки изображаем чёрную штриховку: в центре самая длинная палочка, потом палочки , расходящиеся влево и вправо к краям становятся всё короче и короче.)

9. Учащиеся копируют изображение на лист, разграфив его на 6 частей.

10. Физкультминутка.

11. Самостоятельная работа под музыку.

– А теперь постарайтесь нарисовать свой букет, включив туда цветы, листья, ягодки.

11. Подведение итогов урока:

А) ответим на блиц-вопросы. (включается видеокамера. Второй этап видеозаписи.)

– Молодцы! Вы все правильно ответили на все вопросы.

Б) Разгадывание кроссворда (учитель показывает изображения цветов, выполненных в различных росписях, а учащиеся должны записать название этих росписей в клеточки кроссворда).

Или:

Вопросы к кроссворду:

1. Любимые цвета этого промысла – золотой, красный, чёрный, иногда зелёный. Расписывают в основном деревянную посуду, ложки. (Хохлома.)

2. Чуть выше Нижнего Новгорода раскинулось большое село. Жители вырезали ложки, точили миски, чашки, изготовляли орудия труда для прядения, ткачества. С 19 века жители стали расписывать вещи растительными узорами: розами, листьями, ветками. Используемые цвета: красный, чёрный. Чисто зелёного цвета не бывает. Для его получения в жёлтый цвет добавляют капельку чёрного. (Городец.)

4. Это название местности, расположенной на юго-востоке Московской области, жители которой были виртуозами керамического ремесла: жгли– обжигали глиняную посуду. Для росписи использовали голубой, синий и белый цвета. (Гжель.)

5. История этого промысла восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий, металлических подносов. Главная тема украшения подносов– букеты цветов, гирлянды из цветов. Это роспись называется… (Жостовская.).

3. Вот ещё одна роспись Она широко используется для росписи матрёшек. Основной элемент – многолепестковый цветок шиповника (роза). Контур выполняется чёрным цветом. Далее роспись производится полупрозрачными цветами. (Полховско-Майданская.)

В) Показ работ учащихся(по рядам у доски) (по возможности прикрепление их на подготовленные картонки в виде книжки – раскладушки), анализ рисунков учащихся учителем + фото на память.

 


Образцы букетов.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.