Урок-экспертиза "Воздействие человека на природный комплекс. Экологические исследования села Казакова"

Разделы: География


Цели урока.

1. Закрепить знания о природном комплексе.

2. выявить положительные и отрицательные черты влияния человека на природный комплекс.

3. Оценить экологическую ситуацию в селе.

4. Установить источники загрязнения и определить уровень загрязнённости.

5. Наметить пути решения экологической проблемы.

Задачи урока.

1. Привлечь внимание учащихся к изменению экологической обстановки в селе, районе;

2. Продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации, обобщать, делать выводы;

3. Ознакомить учащихся с экологической обстановкой района, села, где они живут;

4. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;

5. Прививать интерес к географическим знаниям.

Оборудование.

Физическая карта России, географические атласы “ Нижегородская область”, лакмусовые бумажки, колбы, пробы воды, карта района исследования, газеты и другие источники информации, видеоматериал по исследованиям, местному предприятию ЗАО “Казаковская филигрань”, открытки “Времена года” и др. с изображением природы.

Форма работы: групповая.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Изучение нового материала.

Человек преображает свою землю. Эта фраза давно стала крылатой. И зачастую мы не вдумываемся в её смысл. Люди уже привыкли к появлению искусственных морей, к тому, что реки начинают течь вспять и в засушливых местах шумят молодые дубравы.

Но с изменением одного компонента природного комплекса меняются и все остальные. Человек должен предвидеть все результаты своей деятельности по преобразованию природы и знать, к чему они приведут, т.к. неправильное воздействие на природу подчас помимо нужных результатов приносит нежелательные изменения.

Пример. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями - стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи; ограждённые от них, расплодились мыши: они погубили молодые насаждения.

Итак, природа – очень сложный организм. Все её элементы, живые и неживые, - почвы, леса, звери, птицы, минералы - одно целое, сложная система приспособленных друг к другу взаимодействующих и взаимосвязанных процессов. Они уравновешивают друг друга, пока эта система не нарушена. Неумелое вмешательство в жизнь природы может привести к роковым последствиям.

За последние десятилетия построены сотни заводов и фабрик, произведены миллионы автомобилей. Технический прогресс очень сильно изменил облик Земли. Учёные уже сейчас думают над тем, как уменьшить в атмосфере количество углекислого газа, возросшего за последние 100 лет в связи с бурным ростом промышленности. Увеличение углекислого газа приведёт к тому, что температура воздуха повысится.

В связи с этим начнут таять льды Гренландии и Антарктиды, повысится уровень Мирового океана. Как же этого избежать? Известно, что в листьях растений под действием солнечных лучей идёт процесс фотосинтеза. Благодаря зелёным листьям из углекислого газа образуются белки, жиры и углеводы, иными словами, те вещества, которые используются для питания животными и людьми. Значит, надо сделать так, чтобы растения интенсивнее перерабатывали углекислый газ. Некоторые учёные предлагают распространить по земному шару быстрорастущие растения, А такие растения есть, например, на Сахалине и на Камчатке. Если удастся расселить гигантские формы растений на значительной территории нашей планеты, то большая часть углекислого газа этими растениями будет поглощаться и опасность заражения атмосферы углекислым газом отпадёт.

Учитель: Ребята, а вы можете привести примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу?

Ответы учащихся.

Учитель показывает картину В.М. Васнецова “Три богатыря”.

- Как называется картина? Кто её автор?

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины.

Учащиеся показывают инсценировку по картине В.М. Васнецова “Три богатыря”.

Илья Муромец (глядя вперёд из-под ладони). Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища…

Алёша Попович (кивая на камень). Тут что-то написано. (Читает). Налево пойдёшь - на химзавод попадёшь… Направо пойдёшь - на свалке пропадёшь… прямо поедешь - на бездорожье костей не соберёшь… Ну и заехали мы! (Снимает шлем, вытирает испарину со лба)

Добрыня Никитич (тревожно). Глядите, туча чёрная над полем стелется- не к добру всё это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец. Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

Алёша Попович. А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нём пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец. Оттого, что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт: всю-то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич. Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

Илья Муромец. Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберём! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..

Учитель: У нас в Казакове тоже есть завод, свалки. Сейчас давайте оценим экологическую ситуацию в селе, проведя экологические исследования. Я давала вам задания по группам, они лежат перед вами. Прочитайте первое задание. Как вы его выполняли?

1 задание:

выявить основные источники загрязнения в селе. Эти объекты отметьте на карте села и обозначьте места загрязнения бытовым мусором (свалки) и загрязнение воздуха транспортом и предприятиями.

Ответ 1 группы:

основными источниками загрязнения в селе являются транспорт, ЗАО “Казаковская филигрань”, кочегарка, хлебозавод. Карта мест экологической опасности составлена.

Прочитайте 2 задание. Выполняем.

2 задание:

определить кислотность выпавших осадков (при помощи лакмусовой бумажки).

Ответ 2 группы:

кислотность выпавших осадков оказалась равна - 6.0.

Прочитайте 3 задание. Выполняем.

3 задание:

определить характер и уровень загрязнения воды в реке Малая Кутра, пруду “Рябово-озеро”, совхозном пруду, водопроводной воде, в колодце у завода (ул. Луговая).

Ответ 3 группы:

для определения интенсивности загрязнения воды мы пользовались таблицей:

Интенсивность Характер запаха Проявление запаха
  - Отсутствует
1 Слабый Отмечается только специалистом
2 Слабый При внимании обнаруживается
3 Заметный Легко обнаруживается, вода неприятна
4 Отчётливый Запах привлекает внимание
5 Сильный Вода непригодна

Анализ показал, что воду из реки Малая Кутра по интенсивности загрязнения можно оценить в 1 балл, воду из пруда “Рябово-озеро” в 3 балла, совхозного пруда в 4 балла, водопроводной воды в 1 балл, колодца на ул. Луговой в 1 балл.

Также был проведён социологический опрос среди населения, берущих воду из колодца на ул. Луговой, в который стекают отходы с предприятия.

  1. Из какого колодца вы берёте воду для питья? (На ул. Луговая)
  2. Нравится ли вам вода? (Нет)
  3. Какими качествами она обладает? (Вода с неприятным запахом и привкусом, оставляет осадок, пить можно только кипячёную)
  4. Отличается ли вода по годам: какая была раньше. Какая стала сейчас? (Отличается. Раньше была чище)
  5. Как вода отличается по сезонам? (Вода лучше зимой)
  6. Чистится ли колодец? (Да)

Прочитайте 4 задание. Выполняем.

4 задание:

оценить экологическую ситуацию по сообщениям местной печати. Обсудить пути выхода из сложившейся экологической ситуации.

Ответ 4 группы:

в местной газете мы нашли статьи в. Логинова “Выявлены факты загрязнения окружающей среды”, где говорится об отходах с местного предприятия. Также на предприятии мы задали ряд вопросов:

1. Какое оборудование на предприятии? (Современное)

2. Какие вредные производства, цеха? (Гальваника, полировка)

3. Куда вывозят отходы? (На Вачскую свалку)

4. Где берётся вода для производства? (Из реки Малая Кутра)

5. Существует ли очистка воды? (Да)

6. Какие меры принимаются по борьбе с шумом в цехах? (Вентиляторы)

7. Какова высота трубы? (15 метров).

Пути выхода из сложившейся ситуации следующие: очистные сооружения.

Учитель: А только ли нужно охранять воздух, воду, почвы. А ещё что?

Ответ учащихся: растения и животный мир.

Учитель показывает картину В.Г. Перова “Охотники на привале”. Как называется картина? Кто автор?

Учащиеся показывают инсценировку по картине В.Г. Перова “Охотники на привале”.

Действующие лица расположены в тех же позах, что и на картине В.Г. Перова, но вместо убитой дичи на первом плане - авоська с консервами и несколько бутылок лимонада.

1-й охотник (продолжая рассказ). Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!..

2-й охотник (перебивая). Ну, ты и хватил, Петрович!

1-й охотник. А что?

2-й охотник (насмешливо). А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

3-й охотник. Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!

1-й охотник. Да… А этот волк…то есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я её на мушку взял…

2-й охотник (хохочет). Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

3-й охотник (примиряющее). Ну что ты к нему пристал?

2-й охотник (с вызовом). А что он! (Первому). Может, ты лес с зоопарком перепутал?

1-й охотник (смущённо). Ничего я не перепутал…

2-й охотник. Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира одни туристы остались.

1-й охотник (смущённо). Ничего я не перепутал… А может, я того… и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который всё от волка бегает.

3-й охотник. Заяц, что ли?

1-й охотник. Точно, косой такой…

2-й охотник (третьему). Не слушай ты его. Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович? Там ещё волк всё время кричит: “ Ну, заяц, погоди!”. Он у тебя так не кричал?

(Довольно хохочет).

1-й охотник. Ох, и скучный ты человек!

2-й охотник. Не скучный, а трезвомыслящий.

1-й охотник (в сердцах). Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я ружьё-то с собой давно не ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?

2-й охотник. Ладно, не сердись, Петрович. У самого муторно на душе. Давайте-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства!

Учитель. Итак, ребята, сегодня мы на уроке разобрали отрицательное и положительное влияние человека на природу и пришли к тому, что природу нужно охранять, выявили зоны экологической опасности в селе и обсудили пути выхода из сложившейся экологической ситуации. Недаром 22 апреля, начиная с 1994 года объявлен Всемирным днём Земли. Во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи было пронесено по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг - его площадь равна 660 квадратных метров.

Учёные нашей страны разработали “Экологический кодекс России”. Один из разделов называется “Нравственные принципы природопользования”.

Учитель раздаёт учащимся текст и они читают их.

Нравственные принципы природопользования

Этика – это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. А.Швейцер.

Природа - общий Дом всего человечества. Поддержание природы в благоприятном для жизнедеятельности состоянии - общенародная задача. Осознание этой задачи - показатель нравственной зрелости общества.

  1. В мире всё связано со всем. Природная среда, человек и общество составляют единую систему. Урон, наносимый отдельным видам животных и растений, угрожает существованию современной биосферы. Поэтому бездумное отношение к природе, разрушение природных систем - безнравственно.
  2. Всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Осознание ответственности человека за всё живое, благоговение перед жизнью - основа нравственного воспитания и поведения. Суть этики природопользования: относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе!
  3. Целостность природы - гарантия существования человека как вида. Разрушая природу, мы причиняем ущерб не только самим себе, но и будущим поколениям, несём нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.
  4. Культура народа и состояние природной среды взаимообусловлены. Нравственные отношения между людьми - необходимая предпосылка гуманного отношения к природе.

Учитель: Ребята, вот эта планета (показывает глобус) - колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц и растений! Вся сила человека в Земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался Земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё – и он погиб. Этот миф-завещание потомкам – хранить связь с Землёй, беречь и охранять её.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

1. Составить песни, стихи, частушки о природе.

2. Составить рассказ, в каких добрых делах приняли участие по охране природы.