Введение
Календарь погоды - один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы ребенок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за явлениями погоды, любоваться увиденным явлением погоды на площадке во время прогулки, а результаты фиксировать в календаре. Это формирует память, мышление детей, приучает их бережно относиться к своему здоровью, определять присущую погоду родного края. Особый интерес вызывает составление итоговой сводки – ребенок удивляется тому, какое количество солнечных, пасмурных или дождливых дней было в том или другом месяце. У него формируется желание замечать изменения не только в природе, но и вообще в окружающем его мире. Дошкольник, который занимается наблюдением, намного спокойнее, усидчивее, добрее, внимательнее других детей. Поэтому надо создавать необходимые условия для работы с календарем погоды, так как это является первой и самой простой ступенью к формированию навыков исследовательской деятельности.
Цели: учить детей работать с календарем погоды, фиксировать свои наблюдения; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Задачи.
1. Формировать элементарные представления о явлениях природы.
2. Учить правильно вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с помощью календаря погоды.
3. Развивать интерес к календарю погоды
4. Воспитывать любознательность.
Дети учат:
названия дней недели, месяцев, времени года;
дети знают:
условные обозначения календаря погоды;
дети умеют:
1) наблюдать коллективно;
2) определять состояние погоды по соответствующим признакам;
3) фиксировать - обводить результаты наблюдений.
4) вести каждодневные наблюдения;
Календарь погоды должен быть красочным, простым в работе. Для работы с календарем необходимо соответствующее оборудование: карандаши или фломастеры.
Пособие рассчитано на работу педагога с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года.
Календарь погоды на каждый день представляет собой лист бумаги А4, каждый лист соответствует одной дате. В верхней строчке написан день недели, в правой стороне помещена красочная картинка с объектом живой природы. В календаре показан термометр-прибор измеряющий температуру воздуха, также указывается дата дня и название месяца. В соответствии с картинкой в левой стороне помещаются стихи, песенки, загадки про объект на картинке. Вся остальная часть листа отдана для условных знаков (сведенья о погоде). Дети обводят тот условный знак погоды, который соответствует этому дню.
Каждая неделя месяца посвящена:
- неделя – цветы полевые
- неделя – птицы
- неделя – насекомые
- неделя – деревья
- неделя – четыре стихии, дом. животные
- неделя – ягоды
- неделя – грибы
Вывод. Дети изучили условные знаки, определяют погоду самостоятельно и выбирают условный знак. При этом они играют роль синоптика. Заполнять календарь каждый день развивает мышление, внимание, память, старательность. Разнообразие картинок, загадок, стишков и песен не даёт ребёнку потерять интерес к этому виду работы. Дети не только заносят сведенья в календарь, но и получают информацию об объектах, изображённых на картинках от воспитателя, тем самым обогащаясь информацией о многообразии природы мира.
Условные знаки
Солнечно | |
Облачно с прояснениями | |
Ветер | |
Облачно небольшой дождь | |
Облачно |
Итоговая сводка
Период: июль 2013 года
Кол-во дней: 31