Цель: формировать вычислительные навыки.
Задачи.
Образовательные:
Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение классифицировать, сравнивать числа.
Развивать умение решать задачи.
Закреплять умение строить схему к задаче.
Закрепить умение распознавать геометрические фигуры, правильно использовать соответствующие термины.
Формировать навык самостоятельности.
Воспитательные:
Прививать интерес к математике.
Воспитывать культуру поведения на уроке.
Прививать умение оценивать свою работу путем рефлексии.
Воспитывать уверенность в себе, работоспособность.
Развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся, их мыслительную деятельность.
Развивать слуховую и зрительную память, внимание, наблюдательность, смекалку.
Развивать связную речь учащихся.
Развивать умение работать в парах.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма проведения: урок-путешествие в сказку.
Учебные пособия: учебник “Математика” “Учусь учиться” 1 часть Л.Г. Петерсон изд. “Ювента” 2010.
Оборудование: учебник – тетрадь, мультимедийная установка, презентация, конверт с геометрическими фигурами, цветные карандаши сигнальные карточки, карточки со знаками для само – и взаимооценки.
Ход урока
I. Оргмомент.
Ребята!
- К нам на урок пришли гости - это ребята из детского сада. На следующий год они станут первоклассниками, им интересно узнать, что делают ученики на уроках, какие и как выполняют задания.
Сегодня мы проведем урок математики.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок
Ребята
Все на месте?
Все в порядке?
Ручки, учебник, дневник и тетрадка
Начинаем урок математики.
II. Актуализация знаний.
1. Математика – царица наук.
Презентация (слайд № 1)
(М. - это царица наук)
- Что вы знаете о математике?
- Почему?
(слайд № 2)
“Для чего нужна математика”
Математику, друзья!
Не любить никак нельзя
Очень точная наука,
Очень строгая наука.
Интересная наука
Это Математика.
- Ребята!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
Будьте все внимательны,
А еще старательны
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать!
- Итак, за работу!
2. Работа по сказкам.
- Скажите, любите вы сказки?
- А много сказок прочитали?
- Внимательно читали?
- Но какое правило знают ученики, когда хотят ответить? (Ответить хочешь, руку подними)
- А если ответ не правильный? (Показываем сигнальную карточку)
- Тогда отгадайте сказочные предметы.
(слайд 3) “Назови сказочные предметы” (с проверкой)
1. Цветик – (семицветик)
2. Шапка – (невидимка)
3. Ковер – (самолет)
4. Сапоги – (скороходы)
5. Конек – (Горбунок)
6. Палочка – (выручалочка)
7. Меч – (кладенец)
8. Скатерть – (самобранка)
9. Кот – (в сапогах)
10. Змей – (Горыныч)
- Молодцы!
3. Путешествие в математическую сказку “Гуси-лебеди”.
- Теперь откройте тетради, отступите 4 клетки вниз. Запишите число. Классная работа.
Где то, в тридесятом царстве,
В дружном школьном государстве
Дружные ребята есть.
Сказок прочитали, но просто не счесть.
А сегодня сказка предлагается,
Все проблемы в ней
Математическим путем решаются.
(слайд № 4)
- А какая сказка – Узнайте по иллюстрации! (Гуси-лебеди)
- В конце 1 четверти мы с ребятами прочитали эту сказку.
- Помните ее содержание? (да)
- Понравилась вам она? (да)
- А почему понравилась? (сестрица спасает братца)
- Итак, а мы отправляемся в необычную, математическую сказку “Гуси-лебеди”.
- Жили – были отец да мать. Была у них дочка, да сынок маленький.
- Доченька, говорит мать, - Мы поедем в город, а ты береги братца. Не ходи со двора. Отец с матерью уехали, а Аленушка позабыла, что ей родители сказали, посадила братца на полянке и побежала с подружками играть.
4. Работа с геометрическими фигурами.
(слайд № 5 )
- Посмотрите на экран и скажите, чем играли подружки? (геометрическими фигурами)
- С какими геометрическими фигурами играли девочки?
- А теперь вы должны внимательно посмотреть на геометрические фигуры, все запомнить.
После этого, я закрываю рисунок, а вы письменно отвечаете на мои вопросы в тетради.
(слайд № 6)
1 - Нарисуйте геометрические фигуры, которые были изображены на рисунке?
2 - Сколько одинаковых геометрических фигур? (0)
3 - Какая фигура была третьей с начала? (треугольник)
4 - Какое число было написано в прямоугольнике? (10)
5 - Чему равна сумма всех чисел? (20)
(Слайд № 7 - проверка)
- Поиграем и мы.
5. Задание № 1. Найдите закономерность и впишите номер нужной фигуры
(Слайд № 8 - таблица № фигуры с проверкой)
- Посмотрите на таблицу с фигурами.
- Назовите цифру с нужной фигурой.
- Правильно (имя учащегося) назвал номер фигуры? (показ сигнальной карточки).
- Молодцы!
- Работаем в тетради, возьмите карандаш, приготовьтесь!
- Будьте внимательны.
Задание № 2.
- Нарисуйте квадрат слева от круга, но справа от треугольника.
- Назовите фигуры по порядку.
(проверка слайд № 9)
Задание № 3
(слайд № 10 с проверкой)
- А теперь решим геометрическую задачу.
- Сколько треугольников на конверте? (8)
Аленушка наигралась и вспомнила про братца. А Гуси-лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
III. Физминутка. (слайд № 11 )
- Давайте изобразим этих гусей.
Гуси серые летели, летели
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали
И Иванушку забрали.
IV. Продолжение путешествия по сказке.
Задание № 4
- Ребята!
Давайте составим этого братца из геометрических фигур. (два ученика и два дошкольника у доски, остальные на парте) (Работа в парах)
- Возьмите конверты.
- Выполняйте.
- Гости могут подойти к ребятам посмотреть или помочь.
- Вот какой замечательный братец был у Аленушки.
- Мы Аленушке поможем, Гусей-Лебедей прогоним.
(слайд № 12)
Задание № 5
- Укажите в каком порядке расположены числа? Найдите лишнее.
80, 44, 35, 28, 17 (убывание, 80)
- Докажи. (сигнал. карточки)
V. Работа по учебнику.
№ 4 стр.71
- Прочитайте условие задачи. О чем в ней говорится?
- Что известно в задаче? Что неизвестно?
- Сделайте схему к задаче.
(Проверка. Схема вычерчивается на доске)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Что сначала нужно узнать? Как это узнать?
- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
(Проверка. Один ученик записывает решение и ответ на доске. Сложение и вычитание трехзначных чисел выполняют в столбик.)
Решение.
1) 108+15=123 (м.)
2) 438-123=315 (м.)
Ответ: в третьем доме живет 315 малышей.
(слайд Печка)
- Бросилась девочка догонять гусей и увидела Печку.
- Что она спросила у печки? (Печка, скажи куда полетели Гуси-Лебеди?)
- А печка ей в ответ: “Выполни мое задание, скажу”
№ 7 стр. 71
- Прочитайте задание.
- Что вы должны сделать? (вставить нужную цифру и сравнить трехзначные числа)
- Как мы сравниваем трехзначные числа? (Из двух трехзначных чисел больше то, у которого в старшем из несовпадающих разрядов стоит большая цифра.)
- Сколько можно верных ответов найти. (один)
- Почему?
- Выполняйте.
(Три ученика записывают неравенства на доске.)
- Проверьте, правильно выполнено задание? (читают неравенства) (работа с сигнальными карточками)
- Хорошо!
VI. Музыкальная электронная физминутка
(Дети смотрят на экран и повторяют движения)
(слайд Яблонька)
- Побежала девочка дальше, видит, стоит Яблонька и решила спросить, куда Гуси-Лебеди унесли ее братца.
- А яблонька ей в ответ: “Выполни мое задание, скажу”.
1. На березе 6 яблок, 2 яблока съели.
Сколько осталось?
2. Что больше: полметра, 5 дм или 50 см!
3. Вырази в сантиметрах: 3 м 4 дм 5 см (записать в тетрадь)
(слайд Река)
- Дальше девочке встретилась Молочная река кисельные берега.
- Ее задание было таким: “Вычисли, используя запись столбиком”.
478 + 236 = (714) 705 – 146 = (559) (У доски решают 2 учащихся, остальные в тетради, 2 клетки вниз)
- Проверяем, правильно решили ребята?
- Посмотрите на экран. (слайд - проверка)
- Молодцы!
Молочная река показала тропинку Аленушке, которая привела к избушке старой Бабы Яги.
(слайд)
- Баба-Яга жила в высоком домике.
- Номер домика узнаете, выполнив следующее задание:
Назовите число, предшествующее при счете числу 600 (599)
- Правильно!
(слайд)
- Баба-Яга отпустит Иванушку, если вы правильно решите уравнение на стр. 71 № 6 (1 уравнение)
800 – Х = 162
Х = 800 – 162 (Проверьте решение уравнения у соседа по парте. )
Х = 638
(слайд)
- Ребята! Вы отлично справились с заданием Бабы-Яги и она передала вам, что братец спрятан в низком домике, а номер его, число, которое стоит между числами 499 и 501. (500).
- Назовите число.
- Верно!
(слайд)
- Сестрица нашла этот домик, быстро забежала в него, взяла братца и убежала домой.
- А тут и отец с матерью пришли.
- Вы, ребята, Молодцы!
- Помогли найти братца.
- Все хорошо работали.
- Вот и подошел наш урок к концу.
Рефлексия.
- Нарисуйте смалик на полях тетради, который отражает ваше отношение к уроку.
- Оцените свою работу на уроке с помощью знаков. “ !”, “+”, “-”
Итог.
(слайд - итог)
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Какие задания вам предлагали выполнить герои сказки?
- Какое задание показалось вам самым интересным?
Домашнее задание.
№ 3, 5 стр. 71
(слайд - “Молодцы!”)
- В конце урока хочу отметить наших гостей – ребят из детского сада. Они молодцы. Принимали активное участие в выполнении некоторых заданий.
И 1 сентября 2014 года мы ждем их в нашем лицее.
- На память о нашей встрече, ученики 2 класса вручат вам медали “Знатоки математики”.
- Урок окончен.