Приложение 1 (Этапы урока)
Приложение 2 (Карточки)
Цель: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.
Задачи:
- охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;
- продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;
- создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: учебник; копии документов, книга “Тобольск” автор Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П., книга “Летопись Тобольского района” автор Самоцлов В.А., карта “Великая Отечественная война”, мультимедийное оборудование.
Подготовительная работа: сообщения о вкладе наших земляков, тружеников тыла города Тобольска и Тобольского района, в дело победы.
Новые понятия: эвакуация, местоблюститель.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Звучит один куплет песни “Священная война”).
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прошло почти 70 лет с начала той страшной войны, но не через 70 и даже через 170 лет мы не должны забывать о ней.
2. Повторение ранее изученного материала.
“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится”, -
сказал Д.Сантаяна.(Слайд №1) И мы, ребята, всегда должны помнить о тех страшных годах и о тех, благодаря кому мы сейчас так живём. Вашему вниманию я предлагаю тест из 10 заданий с выбором ответа (работаем 7 минут).(Слайд № 2 - самопроверка)
3. Введение в тему урока. Целеполагание.
Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые расположены на доске. Что показано на картине? (ответы учащихся). Обратите внимание на таблицы (Слайд №3). Перед вами показатели производства вооружений в СССР в 1940 году и в 1944 году. Что вы можете сказать про эти цифры? Благодаря кому удалось добиться такого военного превосходства? (Ответы учащихся). Правильно ребята именно в тылу, трудом простых тружеников создавались эти самые танки и миномёты, самолёты и винтовки, хлеб и всё то, что без чего не может воевать ни одна армия в мире. О советском тылу в годы Великой Отечественной войны мы будем говорить сегодня на уроке. (Слайд №4 - тема) Война вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Все осознавали с врагом нужно сражаться любыми способами. Как ещё можно “ковать победу” в тылу? (Ответы учащихся). (Слайд №5 – цели и задачи урока)
4. Изучение нового материала:
Работа в парах. (учащимся раздаются отрывки из документов, книги ит.д.) Проанализировав предложенные факты и документы, дополнительную литературу, рассказать какую, роль в победе сыграли:
- эвакуация;
- церковь;
- наука;
- художественная литература и культура;
После отчёта пар, заполнить таблицу (Слайд №6).
Отрасль | Как помогали фронту | Как помогал Тобольск и район фронту |
Эвакуация | ||
Церковь | ||
Наука | ||
Культура |
5. Физкультминутка (зарядка для глаз).
6. Закрепление изученного материала.
а) Каков вклад тружеников тыла в общее дело победы? К какому выводу вы пришли. (Слайд №7 – проверка правильности заполнения таблицы)
7. Первичный контроль.
Тест (5 заданий с выбором ответов - слайд № 8)
Домашнее задание (по выбору): - п. 31, вопросы №2, №4, №5;
- подготовить сообщение о каком-нибудь величайшем научном или техническом открытии, сделанном в это время и сыгравшем большую роль в разгроме врага (например сообщение о “Танк Т-34 – оружие победы”;
- написать сочинение “Вклад моей семьи в дело победы”.
8. Итоги урока.