Урок русского языка по теме "Слова с удвоенными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными согласными.

Задачи:

обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;

учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо обучающихся, словесно-логическое мышление, устойчивое внимание,  словарный запас детей;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям труда, знакомство с профессией журналиста.

Оборудование: карточки по ТИО, диск “Русский язык 2 класс” (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), орфографические словари, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

Вы пришли сюда ... (учиться).

Не лениться, ... (а трудиться).

Работать как? .... (старательно).

А слушать как? ... (внимательно).

- Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционной коллегии газеты”. Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.

- Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.

- Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.

2. Минутка чистописания.

- Буквы близнецы:

бб жж кк лл мм нн пп сс

- Пропишите буквы с правильным соединением.

3. Тема урока.

- Сегодня разговор наш пойдет о необычных словах, в которых живут эти буквы близнецы.

- Но сначала... К нам в редакцию пришла телеграмма. (Cлайд № 2)

ТЕЛЕГРАММА!

Ребята! Я хочу к вам прийти в класс на русский язык. Ведь на этом уроке вы будете знакомиться с новой орфограммой.

Незнайка.

- Орфограмма, с которой мы познакомимся, есть в словах текста телеграммы.

- Кто догадался, над какой темой и с какой орфограммой мы сегодня будем работать? (Слова с двойными согласными).

- Правильно. Мы рассмотрим написание слов с удвоенными согласными.

- Какая цель нашего заседания, чему мы должны научиться? (Научиться писать слова с удвоенными согласными)

- А как вы думаете, можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? (Диск, Согласные звуки. Анимация. п.5). Запись слов в тетрадь.

Правило в учебнике, стр. 117.

- Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

(Диск, Согласные звуки. Анимация. п.6.) Запись слов в тетрадь.

Вывод. Что такое удвоенная согласная в слове? (Орфограмма).

Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В орфографическом словаре).

Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?

- Для вашего удобства я выписала часто встречающиеся слова из орфографического словаря (памятка-помощник).

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!

бб – суббота

жж - дрожжи, вожжи, жужжать

кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно

лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла

мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия

нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно

пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам

рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон

сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж

фф - суффикс

4. Упражнения.

- Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.

- Для написания статьи, заметки журналисту необходимо знать лексическое значение слов.

5. Игра “Значения слов”. Диск. Согласные звуки. Упражнение № 5 (или учебник стр. 118, упр. 190).

6. Физминутка. (Слайд № 3–9).

7. Работа в паре. (Слайд №10).

- Запиши слова в два столбика: в первый – с удвоенной согласной, во второй – без удвоенной согласной.

Пас...ажир, кал...ендарь, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.

Самопроверка. (Слайд № 11).

8. Ребусы. (Слайд № 12).

Запишите слова, деля для переноса. (Мас – са, груп – па, кас – са).

9.  - Сейчас мы попробуем себя в роли корректора.

- Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 13).

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

- Что вы заметили? (Разбор ошибок)

- Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.

10. Домашнее задание.

Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

Карточка № 1 (синяя) – выполняют помощники журналистов

1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).

Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

__________________________________

3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.

_______________________________________________

Карточка № 2 (зеленая) – выполняют журналисты

1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Товарищ по работе - ______________________________________

Обучение животных - _____________________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку.

Идёт нудный ______________________ дождь.

В ______________________ день мы ходили в кино.

Учительница вошла в ________________.

3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

____________________________________________

Карточка № 3 (красная) – выполняют корреспонденты.

1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб? ________________________________

В какой игре – кк? _______________________________________

В какой игре – нн?_______________________________________

Какая болезнь – пп? _____________________________________

В каком языке – сс? ______________________________________

2. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - _________________________________________

Конь, отряд - ____________________________________________

Осень, дни - _____________________________________________

Пассажир, поезд - ________________________________________

3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.

_________________________________________________________

11. Подведение итогов.

Вывод. Что такое удвоенная согласная в слове? (Орфограмма).

Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В орфографическом словаре).

Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?

12. Рефлексия. Слайд со смайликами № 14.