Тема урока: "Альтруизм и эгоизм"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование личностного нравственно-эстетического отношения к проявлению эгоизма и альтруизма.

Задачи.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас.
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами.
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование УУД:

  • личностные: нравственно-этическое оценивание, самопознание, мотивация к добродетельным поступкам;
  • регулятивные: прогнозирование, самооценка;
  • познавательные: усвоение понятий, определение мотивов, причинно-следственных связей; анализ ситуаций, формулирование  выводов;
  • коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов, умение работать сообща.
  • метапредметные: формирование умения контролировать и оценивать, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать своё мнение.
  • предметные: усвоение новых понятий

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник “Основы светской этики”.

Ход урока

1 этап урок. Операционно-познавательный.

- Давайте посмотрим на слайды, которые ребята приготовили Вам дома.

- Кто узнал сказки? (“Цвети семицветик ”, “Морозко”, “Двенадцать месяцев”)

- Вспомнит, пожалуйста, чему учат данные сказки?

- Подумайте, справедливо ли были наказаны и награждены герои. Почему вы так считаете? Докажите своё мнение.

2 этап урока. Вводно-мотивационный этап.

- Давайте послушаем притчу

Притча про помощь другим.

Однажды во время прилива принесло, очень много, морских звёзд.
Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
- Зачем ты это делаешь? Это просто глупо! Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят, очень много... для этой звезды.

Беседа-дискуссия.

  1. Кто герои этой притчи?
  2. Как отреагировал прохожий на действия мальчика? Почему?
  3. Как объяснил причину своего поступка мальчик?
  4. Каким образом слова мальчика: “Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды ” - характеризуют его?
  5. Как вы думаете, прохожий, как поступил, после разговора с мальчиком?

3 этап урока. Изучение нового материала. Определение темы урока.

- Подумайте, каким словом можно называться принцип жизни человека, делающего добро для других и не ждущего взамен благодарности?

Давайте обратимся к словарю в интернете

Альтруи'зм – понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага...

Альтруи'зм  – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

Альтруи'зм – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей.

- Так кого называют альтруистом?

- Проверим себя по учебнику.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.

- Подберите синонимы к слову альтруист.

 - Теперь постараемся сами дать определение понятию - эгоизм. Об эгоизме  наверняка все слышали, может, и сами кого-то так называли, может, слышали в свой адрес… Что такое эгоизм?

- Давайте опять обратимся к интернету и сравним наше определение с определением в словарях.

Эгоизм. Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.

Толковый словарь Ушакова.

Эгоизм (от лат. я) – направленность человека на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам других людей. Лозунг эгоиста: “Живи для себя, за счет других людей”.

- Альтруизм и эгоизм – это синонимы или антонимы?

Обсуждаем и в итоге получается таблица. Дети записывают в свои тетради, качества личности характерные для альтруиста и эгоиста, выстраивая таблицу:

Эгоизм Альтруизм
   

Заполнение таблицы происходит по ходу эвристической беседы.

Эвристическая  беседа.

- Приведите примеры из собственного опыта альтруистических и эгоистических поступков.

- Какое поведение вам более симпатично? Какое неприятно? Почему? А есть сомнения: жить только для других, совсем забыть про себя, только отдавать, -  разве это правильно? А как  же  свое право на счастье?  Так как же правильно?

Идет обсуждение.

Есть такое понятие “разумный эгоист”. Давайте прочитаем в учебнике определение данного понятия.

- Какое поведение характерно для разумного эгоиста?

4 этап урока. Физкультминутка.

С помощью пантомимы покажите эгоиста, альтруиста, разумного эгоиста

5 этап. Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

1) Работа с пословицами. Работа в парах.

- Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.

“Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает”.

“Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня”.

“После меня хоть трава не расти”.

“Жизнь дана на добрые дела”.

“Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась”.

“Рубашка износится, а доброе дело не забудется”.

- По какому признаку вы разделили пословицы на 2 группы.

2) Работа над правилами.

- Как же упражнять себя в совершении добра? Давайте выработаем правила. Дети работают в парах, записывают  свои предложения.

1. Верь в свои возможности.

2. Учись видеть в другом  такого же человека.

3.  Протягивай руку помощи.

4.  Не жди ничего взамен.

5.  Не забывай благодарить других.

3) Просмотр мультфильма “Чертенок №13”

Обсуждаем поведение чёрта-учителя, чертят - одноклассников, чертенка №13, остальных учеников школы чертят.

- Вы согласны так себя вести? А так относиться к другим? Согласны ли вы с правилом: “Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех”? Почему согласны (не согласны)?

4) Найдите выход из ситуации.

“В добродетели будьте рассудительны” - это библейские слова.

- В чем смысл этих слов? Как не стать жертвой мошенников, или не вырастить из ребенка эгоиста? Прежде чем поддаться порыву, оказать помощь, сделать что-то за другого, стоит подумать: во благо ли это будет человеку? Не пойдет ли моя помощь ему во вред?

- Дав деньги попрошайке в метро, вы поможете ему? Как вы можете ему помочь?

- Сделав за сына домашнее задание, мама поможет ребёнку? А как она может помочь?

6 этап урока. Рефлексия

Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Информационные ресурсы:

http://natalyakorovina.ucoz.ru/load/uroki_po_orkseh/altruizm_i_ehgoizm/6-1-0-39

http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/10635.html

http://w http://www.openclass.ru/node/338181

ww.myshared.ru/slide/111880/

http://smalltalks.ru/aforizmi/21-pomosh-drugim.html

ru.wikipedia.org

krugosvet.ru ›

dic.academic.ru