Цель и ожидаемый результат урока: подведение обучающихся к пониманию того, какие животные относятся к млекопитающим.
Задачи:
- расширить знания обучающихся о многообразии животного мира;
- сформировать знания об отличительных признаках млекопитающих животных;
- продолжить работу по формированию умения выделять главный признак из совокупности признаков;
- вызвать интерес к изучению животного мира.
Содержание и технология урока
I. Вводно- мотивационный этап. <Презентация. Слайд 1>
Учитель. Сейчас у нас урок окружающего мира. К нам пришли гости.. Посмотрите на них. А теперь начнем урок, постараемся показать гостям, как мы умеем дружно работать.
Мы сегодня отправляемся в необычное путешествие. Оно будет интересным, увлекательным.
- Как вы думаете, почему? (Путешествуя, можно всегда узнать что-то новое.)
- А зачем нам нужно узнавать новое? (Будем много знать, пригодится в жизни.)
- Чтобы понять, куда мы отправимся, отгадайте кроссворд. <Презентация. Слайд 2>
Загадки:
1. Лесной портной не шьет сорочек,
На иглах он несет грибочек. (Ёж)
2. А у этой сестрички, хвост пушистей рукавички.
Напроказит озорница - и спешит скорее скрыться.
А чтоб не было беды, заметет хвостом следы.
(Лисица)
3. Ходит - бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся,
Кроме дядюшки Ежа. (Волк)
4. Зверек живет в норе глубокой,
Он толстосум и толстощекий. (Хомяк)
5. Эти строители - речные жители,
Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)
6. Великан в бору живет.
Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)
Учитель.
- Итак, куда мы отправимся? (К животным.)
- Что о них хотели бы узнать? (Где живут? Чем питаются? Как передвигаются? Строение животных. Чем покрыты?) Карточки с вопросами на доске. <Приложение 1>
- Какие животные изображены? (Перечисляют животных.) <Презентация. Слайд 3>
- Чем отличаются? (Формой, окраской, ростом, …)
- А у меня вот какой вопрос. Можно ли этих животных объединить в одну группу?
- Что- то общее у них есть? (Да, нет).
- Можно ли их назвать другим словом? (Да, нет).
Это и будет цель нашего урока.
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно провести исследование. Давайте составим план работы. Нам помогут слова- помощники.
(На доске слова- помощники: научится узнавать, изучить, выделить, обобщить, применить.
Обучающиеся читают пункты плана.) <Приложение 2>
Физкультминутка.
Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да, да, да!
Тот не огорчается никогда.
II. Знакомство с млекопитающими.
Учитель.
- Если мы учились узнавать животных, мы их узнали? (Да)
(Cтавлю знак + напротив слов пункта плана).
- Теперь будем изучать.
- Чем покрыты животные? (Шерстью.) <Презентация. Слайд 4>
- Какие части тела есть? (Голова, 4 ноги, туловище, хвост, …)
- Чем кормят животные своих детенышей? (Молоком.)
- Откуда узнали? (Рассказывают.)
- Изучили строение животных? (Да.)
(Ставим знак + в плане)
- Подумайте и предположите, какой признак будет главный? (Высказывают свои предположения)
Обобщение.
Все животные дышат легкими. Но не все животные покрыты шерстью. <Презентация. Слайд 5>
- Тело какого животного не покрыто шерстью? (Дельфина.)
- Строение тела также разное. У кого нет ног? (У летучей мыши.)
- У кого есть рога? (У лося.)
Но все эти животные вскармливают своих детенышей молоком.
- Я вам дала информацию, вы ее дополнили. Итак, какой главный признак имеют все животные?
(Все животные кормят детенышей молоком.)
- Поэтому всех этих животных можно назвать млекопитающие.
(На доске - Тема: Царство животных. Млекопитающие)
- Учились выделять существенные признаки? (Да)
(Cтавим в плане знак +)
Итак, обобщим все, что узнали.
- Животных, которые кормят детенышей молоком, называют как? (Млекопитающие.)
- Какой главный отличительный признак? (Кормят молоком малышей.)
- Какие еще есть признаки млекопитающих? (Покрыты шерстью, имеют 4 ноги.)
- Обобщили то, что узнали? (Да)
(Ставим в плане знак +).
Физкульминутка (для глаз)
III. Применение полученных знаний.
- Открываем тетрадь, стр. 13, задание №2.
(Читают, поэтапно самостоятельно выполняют задание. Проверка задания.)
- Кто легко выполнил задание?
- Кому было трудно? (Ответы детей.)
- Я знаю еще один секрет. У этих животных есть еще общее название. Чтобы его узнать, нужно обратить внимание на некоторых животных. <Презентация. Слайд 6>
- С какой буквы начинается название животного под №1? (№2, №3, №4, №5).
- Как еще можно называть млекопитающих? (Звери.)
- Сейчас нам предстоит работа с карточками в парах.
(выдаются карточки с заданиями.) <Приложение 3>
- Напоминаю правила работы: слушать друг друга, находить общее решение, работать дружно.
Кто будет готов, поднимите руки.
(Дети читают задание, самостоятельно выполняют работу.)
Проверка задания.
(Дети называют млекопитающее, объясняют свой выбор.)
- Какое животное является зверем?
- Почему так решили? (Дети называют млекопитающее, объясняют свой выбор)
- А теперь дети нам расскажут о зверях, которые живут в наших лесах. А вы внимательно послушайте и отгадайте.
(Рассказы детей о белке, рыси.) <Презентация. Слайд 7, 8>
IV. Контрольно- оценочный этап. <Презентация. Слайд 9>
- Мы выполнили несколько заданий. Для того, чтобы их выполнить, мы применяли полученные знания.
- Вспомним, какую цель ставили в начале урока: можно ли животных, которых мы видели на слайдах, назвать одним словом? (Да)
- Как их можно назвать? (Млекопитающие, звери.)
- Какой главный отличительный признак млекопитающих? (Млекопитающие кормят своих детенышей молоком.)
- Достигнута цель урока? (Да)
- Все пункты плана выполнены? (Да)
- Что мы узнали о млекопитающих? (Ответы детей)
- Остались вопросы, на которые мы обязательно найдем ответ на следующем уроке.
- Как прошел для вас урок? (Ответы детей - прием “Закончи предложение).
- Оцените себя, как вы поработали. (Ответы - сигналы- карточки).
- Почему так считаете?
- Спасибо за работу. Урок окончен. <Презентация. Слайд 10>